15 марта 2012 г.

О. Литошко. О чудесах

Религия и дети Мы продолжаем публикацию статей нашего соотечественника Олега Антоновича Литошко - размышления автора о жизни, религии, церкви, вере в бога и клерикализации современного общества.

Звонят церковные колокола. Этот звон раздается в парке культуры и отдыха г. Гомеля, где находится собор Петра и Павла. По разному воспринимают звон люди. Пожилые останавливаются и крестятся. Среднего возраста - приостановившись, посмотрят и спешат по своим делам, молодые - кто с уважением склоняет голову, а кто с ехидством ухмыляется, мол, церковники призывают: "Несите деньги". Такие слова приходилось слышать неоднократно. И это наводит на разные размышления.

На склоне своих лет категорически заявляю - многие люди моего поколения не уважают церковников не из-за своего атеистического воспитания. Тогда мы не знали такой науки. Не состоял я в октябрятах и пионерах, а, значит, не было влияния на мое мировоззрение. Антипатия появилась к проповедникам общин православных (поп) из-за их недостойного поведения. Сразу оговорюсь, что я вовсе не против веры в бога. Более того, как крещенный и верующий человек признаю и ценю благотворное влияние религиозного учения на человеческую душу и ни в коем разе не рассматриваю неуважение к попам как непризнание учения о боге. Более того, в своей практической работе иногда ссылался на заповеди бога. В стихотворении "Судебный надзор" написал:

...Знать следствие надо - и логику тоже.
Судебный процесс - и сказать свою речь.
Апостолов вспомнишь и заповедь бога -
Людей от преступников нам же беречь...

А появилась антипатия от первого попа - настоятеля Молчановской церкви. В Молчанах никогда церкви не было - это фашисты в одном из зданий школы открыли ее. Поговаривали, что до войны поп работал где-то на заводе. Он имел слабость к спиртным напиткам. Изрядно выпив, закатав рукава рясы, мог помочь трактористу ремонтировать трактор, а случалось, - валялся пьяный под забором, а мы, дети, дергали его за бороду. В нашей деревне церковник часто навещал одиноких солдаток, где устраивал пьянки. Мы все это знали. Такое поведение "священника" отталкивало нас от церкви, от веры в бога.

Может поэтому ни учителя, ни директор школы Конюшенко А.И. не ругали нас, когда мы во время переменок или после уроков, заходили в церковь. Поп пытался совершать и чудеса. Послевоенное лето в нашей местности оказалось засушливым. На протяжении нескольких недель не выпало ни одной капельки дождя, а жара стояла невыносимая. Растения погибали. Вот церковник и взялся выпросить у бога дождь. На перекрестке деревни стоял огороженный большой деревянный крест. Пока не сгнил, никто его не сносил. Так вот, наш церковник организовал по деревне крестный ход, а затем мужикам приказал, чтобы они впряглись в плуг и вспахали землю вокруг этого креста. Земля, заросшая сорняками, утоптанная скотом, тяжело поддавалась вспашке, и пахарям каждый шаг давался нелегко.

Вечером, осушив не одну бутылку самогона, они ругали попа за издевательства. По его требованию на протяжении недели деревенские женщины продолжали молиться, просить у бога дождя, но все оказалось впустую. Директор школы говорил: "Зря батюшка не признает науку. Говорил же ему - барометр показывает на сухую погоду". Много, очень много мы познали отрицательного от служителя церкви. И когда я сейчас скептически отношусь к поповскому мракобесию, то говорю, что это не результат коммунистического воспитания, а дурные примеры церковников. После войны церковь из школьного здания "выселили" в другой деревенский дом, и поп продолжал там служить.

Моя мать, Марфа Григорьевна, была глубоко верующим человеком. И хотя не умела писать и читать, выучила несколько молитв и постоянно утром и вечером произносила их. И от нас требовала соблюдать церковные обряды. Правда, я и брат Михаил не очень это делали. Не имея денег, мать выкраивала из бюджета небольшую сумму и отправляла нас в церковь причащаться. Первое время мы эти деньги отдавали в церкви, а потом подумали, все равно поп пропьет их, и стали отдавать часть, а за остальные ходили в кино. Думалось, мы поступаем справедливо, и бог простит. Да и не очень-то в исповедь поповскую верили.

Схождение так называемого благодатного огня в Иерусалиме Мы видели, что и мать не была безумно помешана на религии. Она искренне верила в бога, но критически относилась к поповским выдумкам. После войны сестра Нина окончила Речицкое медучилище и, как лучшую комсомолку, ее направили на работу в гор. Дрогичин Брестской области. Брат Александр продолжал служить в Советской армии в Берлине. С матерью оставалось четверо несовершеннолетних детей и, с учетом послевоенной разрухи, нам приходилось нелегко. Какое-то время даже не было коровы. Только коза да куры составляли нашу живность. Соседка Параска Павликова периодически угощала нас молоком. Мы разводили его водой и ели с картошкой. Спасал огород, где выращивали все необходимое для жизни. В такой ситуации приходилось работать и в религиозные праздники.

В нашей деревне церковный праздник "Воздвижение". Отмечают его ежегодно 27 сентября. Старики говорили: "на Воздвижение последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли", то есть, к этому дню нужно было закончить сельхозработы. Не всегда удавалось это сделать. На праздник к матери приходили в гости родственники из дер. Пересвятое, откуда она была родом. Осмотрев огород, они говорили: "Марфа! Пока ты будешь накрывать стол, мы соберем гарбузы (тыкву) и сложим на крышу сарая". Тыквы растили много, и нам, детям, нелегко давалась эта работа. Тыква являлась подспорьем не только для домашней живности, а мать готовила блюда и для семьи.

Мать, перекрестившись, просила у бога прощения и говорила: "Ах, братцы мои! Грех не работать, а работать не грех. Идите". Ее брат Филипп, двоюродные братья Тимофей и Иван - участники войны, молодые крепкие ребята за короткое время делали столько, что мы, дети, и за неделю не выполнили бы такую работу. Потом садились за стол, на котором стояли бутылки с самогоном, картошка, соления, да яичница. Боже! Как мы тогда завидовали взрослым. Они ели яичницу. Мне казалось, я никогда не смогу поесть вдоволь яичницы. Детский голод. Взрослые замечали это и, вопреки материнскому "нельзя", давали с хлебом по кусочку яичницы. Тогда ведь детей не садили за стол.

В детстве я много читал. Бывало, все крепко спят, а я под свет керосиновой лампы, а то и при горении лучины (тогда электричества в деревне не было) читал и читал. Как-то прочитал, что старые иконы очищаются, если их протереть свежеразрезанной луковицей. У нас в сенях висела небольшая деревянная старая икона. Когда мать ушла на работу, я снял икону и несколько раз протёр разрезанной луковицей. К моему удивлению, краска стала свежей, как будто икону только нарисовали. Лишь сохранилось пятно, где пальцем придерживал икону. Обновленную повесил ее на старое место. Когда мать пришла с работы и открыла дверь в сени, солнечный луч попал на образ. Он засветился как новенький. Я сказал: "Мама! Смотри, икона обновилась". Бедная мать. Мне и сейчас стыдно за свой поступок. Упав на колени, она стала причитать, креститься, благодарить бога о совершенном чуде. От такого поведения матери я растерялся и не сказал, что это чудо - творение моих рук. Мать побежала звать соседок, чтобы и они полюбовались и помолились чудотворной иконе. Пришлось признаться в своем грехе. Доказывал с помощью пятна, оставленного на иконе. Ох, как мать отходила меня веревкой. Она была дюжей женщиной и несколько дней на моем мягком месте чувствовалась та веревка. Но слух о чудотворной иконе у Марфы разошелся по всей округе.

В 2008 г. СМИ Гомельщины взахлеб рассказывали, как в Светлогорском районе священник на местном кладбище обнаружил каменный крест. Затащил его в церковь и объявил святым. В последствии выяснилось, что много лет назад крест пытался изготовить местный мужчина, чтобы поставить на могилу жене, но не доделал и бросил его на кладбище. Благодаря СМИ появилась новая святыня. Не чудо ли? Пройдут годы, правда забудется. Попы придумают красивую легенду, и одурманенный народ поверит в поповское чудо.

Туровский крест

Сейчас, когда я слышу о чудесах, которые происходят с иконами или о других поповских выдумках, вспоминаю материнскую веревку. Убежден, что многие распространители неправдоподобных слухов заслуживают такой же порки, которую учинила мне мать.

О поповских чудесах ещё Петр I возмущался. Попам не нравились проводимые им церковные реформы, в том числе ликвидация патриаршества. Они прихожанам объявили, что из-за этого "заплакала" икона богородицы. Вскоре о чуде узнал царь. Он лично обследовал ту икону и обнаружил внутри мини-сосуд с маслом. Его это возмутило, и он послал настоятелю церкви письмо: "Приказываю, чтобы отныне богородицы не плакали. Если они ещё заплачут маслом, то зады попов заплачут кровью". И иконы перестали "плакать".

Между прочим, при советской власти иконы тоже не "плакали", хотя именно тогда были все основания для плача. Попы боялись творить "чудеса". Иначе могли оказаться в местах не столь отдалённых от Соловков. Хотя, почему попы так возмущаются, что их ссылали на Соловки. Ведь ещё в 20-30-х гг. XV века на Соловецком острове попами был создан религиозный центр. Их и отправляли в церковную вотчину.

Петровой порке заслуживает Аристарх и настоятельница Гомельского женского монастыря Вера за прославление иконы из деревни Гори Вода Речицкого района, которая якобы избавляла жителей от эпидемий и болезней. Во-первых, в Речицком районе нет деревни Гори Вода, как Вера рассказывала СМИ, а есть деревня Горивода. Во-вторых, я родом из тех мест и там живут родственники и друзья. Никогда никто не слышал, что икона творила чудеса. Как везде люди болеют, умирают, во время Великой Отечественной войны фашисты издевались и убивали местных жителей. Никакой эпидемии в деревне не было. Я побывал в монастыре, видел старинную икону, беседовал с монашками и настоятельницей Верой. Они пояснили, что икону прославляют по благословению Аристарха. Правда, сам он в монастырь поклониться иконе не приходил. А вот в старые времена о прославлении икон занималась специальная комиссия при Святейшем Синоде РПЦ, а сейчас, как сказал иеромонах Сергий,… а то все, кому не лень, и по радио, и в печати пишут о чудесах. Тут уже никак не отличишь истину ото лжи…. Так может вместе с Аристархом и Верой наказать верёвкой и руководителей телерадиокомпании и облисполкома?

Как-то в соборе Петра и Павла г. Гомеля обратил внимание, как женщины, работающие там, снимали с подсвечников только что зажженные свечи. "Это же не по-христиански", - сказал им я. "А нам настоятель велел так делать". Тогда я рассказал притчу, которую услышал в детстве от деда Григория.

Молодой парень с бедной семьи влюбился в девушку - красавицу из богатой семьи. Она отвечала взаимностью. Но её родители воспрепятствовали их встречам. Не ровня, мол, им. Парень поклялся девушке разбогатеть и ушел в море. В день разлуки посетили они церковь и на счастье зажгли там свечу. Юноша попросил любимую до его возвращения в праздничные дни зажигать в храме свечу. "Пока свеча не сгорит, буду отдыхать", - сказал он. Случилось непоправимое: парень утонул. До самой старости девушка об этом не знала и продолжала зажигать в храме свечи. Душа юноши в потустороннем мире в это время отдыхала, освобождалась от работы. Ведь и там души работают. Вот люди и ставят своим близким свечи, подытожил дед.

Эту притчу я вспомнил, когда мои близкие люди стали уходить в мир иной. Зажигая свечи в церкви или на могиле, думаю: пусть их души там отдыхают от работы.

С пониманием женщины слушали меня. Поверили в рассказ или нет, не знал. Спустя какое-то время я снова посетил ту же церковь. Там работали другие женщины. Мы разговорились, и уже они рассказали мне ту же притчу о зажженной свече. "Где вы услышали её?" - спросил я их. "От нашего священника", - ответили они. И свечи уже не снимали. Может и вправду, пока горит свеча, души наших усопших отдыхают.

Вот только притча о зажженной свече дошла не до каждого церковника. 21 декабря 2008 года зашел в церковь на ул. Быховской в Гомеле, где настоятелем работает Георгий Тур. Иногда хочется зажечь свечу. Обратил внимание, что люди свечи не зажигают, а складывают в ведра на полу у подсвечника. Там был уже не один десяток свеч, хотя на подсвечниках горело лишь несколько свечей. "Почему не зажигаете свечи?" - спросил у прихожанок. "Так велел продавец церковного магазина". В оправдание продавец смущенно сказала: "Это указание настоятеля". Вот те на! Я и другие прихожане на этот раз свечи не поставили. Во всем мире свечи зажигают, а здесь - в ведро. Не чудо ли? Это мы хотели выяснить у отца Георгия. Но его в церкви не оказалось.

В конце прошлого века побывал в Турове. Тогда государство еще не вкладывало сотни миллиардов рублей в возрождение церковных святынь и чудес. И не рос каменный крест на туровском кладбище, и не рассказывали церковники, как приплыло несколько многопудовых каменных крестов по реке Припять из Киева. И поселок был заброшен. Только церковь красовалась. И стоял совсем обиженным памятник основателю земли туровской Кириллу Туровскому.

Подошёл к памятнику на закате солнца. Вид неописуемой красоты. Но что удивило. На возвышенности, рядом с памятником, на зеленой лужайке, сидела группа парней и распивала спиртные напитки. Немного ниже парни гоняли на мотоциклах. Не росли цветы. Не было выложенных дорожек. И церковники не поднимали гвалт о святынях земли туровской. А сейчас, когда государственные деньги непомерно плывут со всех сторон, попы провозглашают о все новых и новых чудесах. Вот истинно деньги творят чудеса! Хотя сейчас, когда в их рядах доктора медицинских, химических, технических наук, деятели искусств, писатели и др., они могут творить чудеса. Ранее эти творцы жили в свое удовольствие, не думали о служении богу, так как тогда в церкви ни шиша не получали. Теперь же, когда церковь обладает величайшим богатством и властью, они бросились в ее объятия и призывают детей, юношей и девушек отказаться от всего земного и посвятить себя религии, одурманивают всякими выдумками. Вообще всё можно ставить под сомнение. Учёные института истории Республики Беларусь высказывают, что древний Туров мог находиться на месте, где нынешние Юровичи. Возникает вопрос, а как же тогда святыни Туровские? Выдумка.

17 февраля 2007 года около 14 часов учительница СОШ №11 г. Гомеля привела учеников 3-го класса для встречи с руководителем минского объединения "Духовное слово", лауреатом премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение" Борисом Ганаго. Долгое время он с возмущением говорил о девушках, с которыми ехал в поезде. Одна из них мечтала в Москве встретиться с Киркоровым, другая - о работе в ФСБ, третья считала самым дорогим человеком свою мать. Церковный идеолог артистически восклицал: "Не о том они думают и мечтают. Прежде всего, о боге нужно думать, а не о земном". Подумал: а ведь сам Борис Александрович всю свою сознательную жизнь служил не богу, а искусству, театру. Так почему же сейчас пытается сделать детей оцерковлёнными? Детки дружно уходили домой, шутили, смеялись. Видимо разговор поповских идеологов в их душе не остался. Удивило то, что детей привела учительница без родителей в морозный день, из центра города в спортивный комплекс "Динамо", где проходила духовная выставка-ярмарка "Беларусь православная".

Если говорить, что не родителей надо любить, а бога, то взято это из святого писания. Христос призывал мужа отказаться от жены, детей, а любить его. Как-то странно - отказаться от крепкой семьи, любви друг к другу, заботе о близких...

Ганаго издаются сотни тысяч разных книг. А всего издательством БПЦ за последние годы издано более 13 миллионов экземпляров книг! А вот книги известных писателей Гомельщины не издаются. Не имея светских книг, библиотеки всех уровней заполняются церковной и иностранной литературой. Как-то по республиканскому телевидению передавали интервью с журналисткой Музой Заслоновой, дочерью Героя Советского Союза Константина Заслонова. Она сетовала, что не может издать книгу о своем отце - нет денег. А у церковников на все есть деньги.

На улице 60 лет СССР г. Гомеля в многоэтажном доме расположена библиотека № 11 г. Гомеля. По организации работы - лучшая в городе, за что в 2006 году заведующая стала лауреатом премии Президента Республики Беларусь в номинации "Библиотечное дело". Но вот беда: после ремонта теплосети в доме в библиотеке температура зимой не выше 13-14 градусов тепла, а через окна гуляет вьюга. Посещаемость читателей снизилась - а это грозит закрытием библиотеки, хотя обслуживается более 5 тысяч населения. Куда только не обращались работники библиотеки - безрезультатно.

Как-то зашел в библиотеку Гомельской епархии. Уютно, тепло, большой выбор церковной литературы. Куда пойдут читатели, особенно дети? Вот только чему научатся?

Сегодня модно порочить советскую власть. Особенно это любят делать попы. При всех минусах того времени, многое нужно применять сегодня, особенно проблемами нищих и бездомных детей, находящихся в неблагополучных семьях. Ведь это горькое следствие безответственности взрослых, каждого из нас. Я не признаю учения, что некоторые дети рождаются потенциальными преступниками. Дети становятся такими, какими мы их воспитаем. Не зря говорят: "Если несчастливы дети - виноваты родители". Церковь не может сделать детей счастливыми, она слишком мало уделяет внимания их воспитанию, при этом попы преследуют цель воцерковления, а не умственному развитию.

После Октябрьской революции 1917 года буржуазные идеологи пророчили России "сто лет полной отсталости". Несмотря на это, победив и преодолев последствия самой страшной войны 1941-1945 годов, советский народ в начале 60-х прошлого века создал развитую образованную страну, первым в мире покорил космос. А сейчас науку пытаются подменить богословием, а детей превратить в богомолов. Голоса церковников звучат чаще, чем голоса науки. Разве это не чудо?

Наверное, хотят вернуться к 1917 году. Тогда со стотысячным населением Гомель не имел ни одного высшего учебного заведения. Были только мужская и женская гимназии с восьмиклассным обучением и частная гимназия, где обучались дети дворян, духовенства и богатых горожан. Дети рабочих и мелких ремесленников учиться не могли. Зато в 1940 году со 140-тысячным населением в Гомеле уже работало 37 начальных школ, 12 техникумов и 3 института. Была развита широкая сеть ремесленных училищ и школ ФЗО, которые готовили квалифицированных рабочих. И сегодня Гомель - крупный центр образования в республике.

О. Литошко

7 комментариев:

  1. Анонимный16.03.12, 9:30

    Сразу оговорюсь, что я вовсе не против веры в бога. Более того, как крещенный и верующий человек признаю и ценю благотворное влияние религиозного учения на человеческую душу и ни в коем разе не рассматриваю неуважение к попам как непризнание учения о боге.

    вот урод!!! такую бездарность редко встретишь!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный16.03.12, 9:35

    Тыквы растили много
    это конечно шедерВ!=)

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный20.07.12, 13:57

    кто ты такой?
    не боишься?
    или такое пишешь потому что боишься, тля.....

    ОтветитьУдалить
  4. Анонимный20.07.12, 20:24

    Осудив других, сам от суда не уйдешь!!!
    Страшно себя представить в роли подсудимого и осужденного, вот и убеждаешь себя БОЖЬЕГО СУДА НЕТ...
    А его никому не избежать! Вопрос времени...

    ОтветитьУдалить
  5. Жаль, что хозяин сайта не печатает дальше мою брошюру. Вы бы, Анонимы, убедились в том, что многие попы не ставленники бога, а мракобесы. И о них писать не боязно. Жаль только, что СМИ не освещает их порочную деятельность.
    Про тыквы - я описывал свое тяжелое детство. Вы, наверное, не знаете, что такое послевоенная жизнь, голод, холод и нищета? Поэтому вам и смешно читать мои воспоминания о послевоенном детстве.
    И не будьте трусами. Я не побоялся назвать себя, а вы прикрылись Анонимом как последний трус.
    Олег Литошко

    ОтветитьУдалить
  6. Для всех желающих могу дать ссылку на файл брошюры.
    http://go.qb.by/36638
    [img]http://olitoshko.narod.ru/PAPA_PORTRET.jpg[/img]

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный31.08.12, 6:57

    ой эти ПГМ лицемеры! если ты не будеш судить то и тебя неосудят? да ладно так ли это на самом деле? во первых и бог ваш судить будет по вашим же сказкам он же всех судить будет, и гражданский уголовный суд непосмотрит что ты никого не судил - диагноз исус ..здабол.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]