26 сентября 2012 г.

Пожалуйте бриться. Американские сектанты сядут в тюрьму за покушение на чужую бороду

Суд присяжных в штате Огайо признал 16 членов протестантской секты амишей, отрезавших бороды собратьям по общине, виновными в преступлении на почве ненависти. Прокурорам удалось доказать, что отрезание бород у мужчин и волос у женщин было не заурядным хулиганством, а куда более тяжким деянием, за которое федеральный закон в качестве наказания предусматривает не менее 10 лет тюрьмы. Приговор будет объявлен в январе 2013 года.

Осенью 2011 года несколько членов общины амишей в штате Огайо (в общине состояли два десятка семейств) возмутились авторитаризмом своего епископа Сэмюэля Маллета. Они отказались подчиняться его требованиям: епископ почти до невозможности ужесточил их и без того крайне строгие ежедневные бытовые и религиозные предписания. Тогда Маллет повелел более послушным общинникам (в том числе четверым своим детям и другим родственникам) отомстить диссидентам. Вооруженная ножницами для стрижки скотины и машинками для бритья бород банда вламывалась по ночам к "провинившимся" соседям. Мужчинам отрезали бороды, а женщинам - волосы. Всего было совершено пять нападений, в результате которых пострадали девять человек. Сам Маллет непосредственного участия в налетах не принимал, но те, кого он посылал на "дело", в качестве доказательства своих подвигов приносили ему отрезанные волосы и фотографии с места преступления.

Столь необычный способ мщения они выбрали потому, что для амишей борода является одним из важнейших атрибутов их религиозной принадлежности, символом служения богу. Именно этот факт и сыграл решающую роль на суде. Принудительное избавление верующего амиша от бороды можно сравнить только с принудительным же отлучением от церкви обычного христианина. Жертвам было нанесено страшное оскорбление. Настолько серьезное, что они, вопреки правилу общины не иметь дела с американским государством и его правосудием, обратились в полицию. В дело вмешалось ФБР, и виновные (среди них были и женщины) попали под арест в октябре-ноябре 2011 года. Судебные слушания длились три недели, присяжным понадобилось четыре дня для вынесения приговора. СМИ особо подчеркивают, что в составе коллегии не было членов секты амишей. Таким образом, присяжным пришлось вникать в тонкости правил жизни общины.

Амиши представляют собой христианскую секту протестантского толка, по своим убеждениям близкую к анабаптистам - их вероучение основано на очень строгом толковании Библии, а также на соблюдении не менее строго регламентированного жизненного уклада. Радио, телевидение и интернет среди амишей строжайше запрещены. А если бы и были разрешены, то вдоволь насладиться этим благами цивилизации амиши все равно не смогли бы, поскольку пользование электричеством у них тоже не допускается. Да и до интернета ли тут, если водопроводом и двигателем внутреннего сгорания пользоваться нельзя, а значит, пахать и сеять (а живут амиши только тем, что вырастили сами, никаких гипермаркетов и готовой пиццы) приходится, как в старину. Общин у амишей много, они различаются по степени строгости и, скажем так, изобретательности запретов. Кое-где, впрочем, используются грузовые автомобили и трактора, а в некоторых ответвлениях секты разрешено даже, страшно сказать, использование телефона.

В трудах и заботах, наряженные в домотканую одежду XVIII века, колесят амиши на повозках, запряженных лошадьми, по США и Канаде - эти две страны представляют собой основной ареал их расселения. В Новом Свете проживает около 270 тысяч последователей учения амишей. И почти все они произошли от нескольких сотен предков, которые перебрались из Европы в Америку в XVIII-XIX столетиях, спасаясь от преследований по религиозным мотивам. Движение зародилось на территории современных Франции, Германии и Швейцарии после того, как в конце XVII века в рядах местных протестантов-анабаптистов произошел раскол. До сих пор наиболее консервативные амиши говорят на диалектах немецкого языка.

Одно из главных отличий секты от христиан традиционных конфессий состоит в том, что они не строят храмы и другие культовые сооружения, а проводят богослужения на дому. В отличие от католиков, крещение у амишей происходит только в сознательном возрасте, а именно в 16-25 лет. Вступить в брак (естественно, лишь с другими амишами) может только тот, кто принадлежит к их церкви. Семьи у амишей, как правило, многодетные, поэтому число их стремительно увеличивается.

Из-за близкородственных браков среди амишей часто встречаются наследственные заболевания, и многим родителям приходилось покидать общину (что фактически означает отлучение от церкви) ради того, чтобы отправить детей в больницу - прибегать к помощи американской медицины амишам не разрешается. Услугами социального страхования сектанты не пользуются в принципе. По этой причине правительство США в середине 1960-х годов отменило для них часть налоговых выплат.

Кроме того, власти разрешили им не служить в армии: поскольку амиши практикуют непротивление злу насилием, они категорически отказывались проходить военную службу. И толерантное американское государство на время военных действий присваивает им статус граждан, которых не призывают в армию по причине их идейных убеждений.

Новые конгрегации создаются с тех пор, как первые амиши-переселенцы прибыли в Америку, чтобы дожидаться второго пришествия в более спокойной обстановке, чем вечно воюющая Европа. Известны амиши нового обряда и амиши старого обряда, а также амиши-меннониты Бичи и многие другие. Одним, к примеру, разрешено курить и употреблять алкоголь, других предаваться вредным привычкам давно отучили. Различия и противоречия между различными ответвлениями секты амишей непосвященный человек разглядит только под микроскопом. Но в одном вопросе амиши всего мира едины: это вопрос о бороде.

Именно к бороде и ее священной роли апеллировали прокуроры, посвящая присяжных в таинства жизненного уклада амишей. Женатым мужчинам строго запрещается брить бороду, а замужним женщинам - стричь волосы. Сторона обвинения настаивала, что речь идет именно о преступлении по мотивам ненависти, поскольку нападавшие знали о важности бороды для последователей учения и, отрезая ее, намеренно оскорбляли их. Следствие доказало, что ночные вылазки фермеров с ножницами были отнюдь не хулиганством: нападавшие нарушили одно из важнейших гражданских прав других членов общины - право на свободу вероисповедания. Кроме того, речь в данном случае идет не о какой-то шуточной выходке: свидетели рассказывали, что нападавшие действовали очень жестоко, и жертвы были в крови и синяках.

Таким образом, сектантов осудили не потому, что они нарушили некие древние священные каноны своей, прямо скажем, неоднозначной общины. Они надолго сядут в тюрьму, потому что преступили федеральный закон, а именно акт Мэтью Шепарда, который "запрещает нанесение телесных повреждений с использованием оружия по причине религиозной принадлежности". Закон был принят в октябре 2009 года и дополнил уже существующий федеральный закон 1969 года, по которому преступлением на почве ненависти считались правонарушения, совершенные по мотивам расовой, религиозной или этнической розни.

В этом деле есть еще один важный момент. Своим жестоким обращением с прихожанами, нетерпимостью и диктаторскими замашками епископ Сэмюэль Маллет привлек внимание к своей фигуре еще несколько лет назад. В 2006 году его поведение обсуждалось на организованном по этому случаю конгрессе других епископов-амишей. На процессе 2012 года некоторые женщины жаловались на то, что пастор принуждал их к сексуальным отношениям, а "провинившихся" мужчин (в чем состояли их прегрешения, не уточняется) отправлял спать в курятник. Это стало известно широкой публике только сейчас, но вся округа задолго до суда знала, что Маллет злоупотреблял одним из самых страшных для прихожан наказанием - так называемым "избеганием". Провинившегося подвергают полной обструкции, ему запрещают вступать в контакт с членами общины. Но раньше этим никто не возмущался, и за издевательства над прихожанами Маллета к суду не привлекали. Потому что это считалось их личным делом: хотят, мол, во всем слушаться своего полоумного тирана - и бог в помощь, пусть разбираются сами, кому с кем можно разговаривать и не пора ли уже разрешить пользоваться велосипедом.

Как и индейцев, Америка оставила амишей в покое с их повозками, нелепыми нарядами и нежеланием учиться и лечиться. Вот только самим членам секты, практически отданным на милость своих далеко не всегда адекватных духовных наставников, в случае чего негде искать помощи, кроме как у государства. И когда Маллет и его подельники нарушили вполне конкретный федеральный закон, не допускающий физического насилия над другими людьми, пришлось вмешаться ФБР. И никакие ссылки на порядки, заведенные среди амишей в XVIII веке, теперь не помогут.

Мария Яблонская
Lenta.ru

Нет комментариев

Отправить комментарий

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]