25 октября 2012 г.

Бунт в церкви. Post Scriptum

Теперь, когда мы знаем о мотивах Pussy Riot, о том, что одну из участниц панк-коллектива все-таки выпустили на свободу, напоследок наградив условным сроком, что власть не прочь замять скандал, разгоревшийся в феврале этого года, что девчонки оказались такими же верующими, как и все остальные прихожане храма Христа Спасителя, мы попытаемся спокойно поразмышлять, какие же выводы можно сделать из пресловутого панк-молебна и насколько успешно одним верующим удалось донести до других верующих простую истину - религия всегда должна держаться особняком от политики.

Я не политик и политикой не интересуюсь вовсе, писать о ней не люблю, не хочу и, по сути, не умею. Однако со временем, анализируя деятельность религиозных организаций, все чаще приходится обращаться ко столь нелюбимой теме. Связано это с тем, что церковь, вопреки речам патриарха Гундяева, с каждым годом все больше сращивается с государством.

Два года колонии - редкий и пока что единственный случай, когда реальные люди получили реальные сроки за богохульство, которого не было вовсе. Мстительность церкви, патриарха и лично Путина, которого не мог не задеть текст песни Pussy Riot, привели к тому, что, несмотря на мнение общественности, людей искусства, политиков и даже некоторых более или менее авторитетных служителей культа, женщин упекли за решетку.

При всем при том, что шедшие практически параллельно с процессом над Pussy Riot скандалы, связанные с пьяными попами-лихачами, устраивавшими в Москве ДТП и сбивавшие людей, само собой, оказались замятыми, а о самих негодяях в рясах уже давно никто не вспоминает ни в СМИ, ни, судя по всему, в правоохранительных органах.

Оно и понятно - одно дело по пьяни сбить парочку человек (сущий пустяк для служителя культа, ибо "бог простит", "помимо земного суда есть еще и суд небесный" и т.д.), а другое - устраивать "бесовские дрыганья" руками и ногами прямо у алтаря главного храма Москвы.

Затрудняюсь сказать, кто кого подставил в ситуации с Pussy Riot - Гундяев Путина или Путин Гундяева, но очевидно одно – дивидендов от молебна у амвона ХХС не получил ни один вышеназванных фигурантов данного дела. Путин настроил против себя еще большее количество людей (какая-то часть оппозиции и вовсе ушла в откровенный антиклерикализм), а церковь окончательно потеряла свое лицо, которое всячески пыталась сохранить на протяжении последних лет. Как результат - пристальное внимание со стороны общественности, скандалы с исчезающими часами, попами на мерседесах, неконтролируемая истерика и т.п.

Ведь, несмотря на то, что судило Pussy Riot государство (о чем очень любят напоминать представители РПЦ), люди все равно ассоциируют процесс с тотальной и грубой клерикализацией России, церковью и Гундяевым, о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные карикатуры, в ассортименте представленные в интернете.

Впрочем, сразу же после суда РПЦ заняла весьма интересную позицию, учитывая тот факт, что до оглашения приговора активно, но не слишком откровенно, действуя через посредников, пыталась повлиять на общественное мнение и выставить участниц Pussy Riot не иначе как кощунницами и вообще людьми редчайшего аморального поведения.

После того, как суд, явно действовавший по религиозной указке, пустил Pussy Riot по этапу, РПЦ резко сменила гнев на милость. Исчезли и злоба, и ненависть, да и вообще откуда ни возьмись проснулась старое христианское милосердие.

17 августа "Вести" сообщили о том, что "высший церковный Совет Русской Православной Церкви призывает проявить милосердие к осужденным участницам "панк-группы" Pussy Riot. Об этом говорится в заявлении ВСЦ. "Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий", - говорится в официальном заявлении ВСЦ".

Заявление церковного совета - на 100% лживое и лицемерное одновременно. И, возможно, делалось это специально для того, чтобы недалекие чада Христовы с сиянием на лице и нездоровым фанатичным блеском в глазах, почтительно сложив ладошки, прошептали: "Вот она, наша мать-церковь, по-настоящему добрая и милосердная".

Позор судебной системы

При всем при этом государство в лице официального представителя МИДа попыталось оправдаться, неожиданно вспомнив о том, что законодательства некоторых европейских стран предусматривают наказания за "оскорбление нравственных чувств горожан".

Нравственных чувств, но не религиозных. И это не случайная ошибка, поскольку в России уже давно и абсолютно безосновательно разрешено ставить знак равенства между нравственностью и религией.

22 августа представитель министерства Александр Лукашевич проинформировал о том, что в ФРГ за танцы в церкви могут (!) дать до 3-х лет, в Австрии - до 6 месяцев. Но работник МИДа, видимо, "забыл" упомянуть, что, несмотря на наличие соответствующих статей в уголовном законодательстве, никто в перечисленных Лукашевичем странах таких сроков не дает и вообще по указанным статьям не судит. Максимум - штрафуют, а в большинстве случаев и вовсе отпускают с богом на все четыре стороны. Цитирование МИДом России европейских уголовных кодексов выглядит, скорее, как неуклюжая и совершенно неудачная попытка хоть как-то оправдать необоснованный и жестокий приговор Pussy Riot.

Между прочим, журналист "Эксперта" в статье, опубликованной 20 августа, вступил в активную полемику с Лукашевичем, подробно разбирая статьи УК западных стран. Как и следовало ожидать, цитаты представителя МИДа оказались в значительной степени искажены, а реальные наказания за богохульство в самом худшем случае ограничились бы штрафными санкциями (Австрия, Германия).

Вывод же прост - в Европе, в которой, по мнению российского МИДа, действуют жесточайшие законы против тех, кто осмелится оскорбить чувства верующих, Pussy Riot "даже при самом плохом раскладе грозил бы штраф в несколько сотен евро, а, вполне возможно, что их действия были бы расценены как часть общественной дискуссии и вообще были бы признаны ненаказуемыми".

Но бронированную машину пропаганды уже невозможно было остановить, и, пытаясь сместить акценты и перейти к очередной атаке, на страницах "МК" всерьез рассказывали о VIP-условиях, в которых якобы содержались девушки в СИЗО. Будто это должно было то ли оправдать приговор Pussy Riot, то ли снизить градус сочувствия к "кощунницам".

А с градусом и в самом деле проблемы.

Ненависть к служителям культа, позволяющим себе неосторожные и откровенно оскорбительные высказывания, равно как и к РПЦ в целом, просто зашкаливает. Это видно хотя бы по реакции сторонников Pussy Riot и им сочувствующим, той самой части творческой интеллигенции и молодежи, которая еще пол года назад относилась к церкви вполне лояльно.

Сегодня же люди протестуют против клерикализации страны, попрания Конституции и скрещивания государства с верхушкой "митрополитбюро". Вряд ли президент с патриархом хотели именно этого: Путин, чтобы его иронично называли Пуськиным, Гундяев - "сранью господней", а храм Христа Спасителя иностранцы, приезжающие в Москву, именовали не иначе как Pussy Riot Church.

Глупость церковников и власти привела к тому, что злополучную песню "Богородица, Путина прогони" поют, распространяют, перепевают и выкладывают новые записи на Youtube. РПЦ своей злобой значительно поспособствовала росту популярности нового движения, символом которого стала цветная балаклава и критика церковного лицемерия. И даже немного удивляет, как и почему служителя культа, находящиеся у руля православной церкви, этого сразу не поняли.

 

Интернет-площадки (сообщества, группы в социальных сетях, форумы и др.) теперь объединяют не только энтузиастов, поддерживающих Pussy Riot, но и оппозиционеров, антиклерикалов и других людей, никогда и ни при каких обстоятельствах вместе не собравшихся бы.

И это явный провал церковной политики…

О законности приговора Pussy Riot, пожалуй, пусть рассуждают юристы. Большинство же из них, к слову, склоняются к тому, что процесс был, мягко говоря, необъективным. Михаил Барщевский сравнил приговор с инквизицией, Генри Резник обозвал произошедшее в Хамсуде "позорищем и дискредитацией российского правосудия". А вот бывший министр финансов Алексей Кудрин отметил, что несправедливый приговор Pussy Riot нанесет российской судебной системе огромный ущерб и окончательно подорвет к ней доверие.

В эфире "Русской Службы Новостей" от 16 августа в передаче "Своя правда" православный публицист Сергей Худиев, отвечая на вопрос историка Евгения Понасенкова "Почему же вы судите Pussy Riot?" ответил весьма показательно: "Pussy Riot судит государство".

Подобная риторика православных относительно инквизиции далеко не нова. Основной аргумент, способный, по мнению верующих, оправдать церковь и уберечь ее от града критики, звучит приблизительно так: "Церковь не имела никакого отношения к инквизиции, суды инициировались государством". При этом, естественно, упуская одну забавную историческую деталь: суды действительно запускались государством, но всегда при мощнейшей идеологической поддержке церкви и ее всецелого одобрения. В XXI веке аргументация осталась прежней, да и происходящие вокруг события все больше напоминают славный XVI век. Пока что без сожжения и изощренных пыток, но…

Впрочем, православные уже почувствовали вкус крови, безнаказанности и богоизбранности.

Мракобесие в суде

Маразмом, продажностью, беззаконием и лицемерием на протяжении всего августовского процесса веяло отовсюду: от текстов экспертиз и обвинения, от поведения судьи, от показаний потерпевших - работников и прихожан храма Христа Спасителя, от защитников "поруганных христианских святынь", ставших горою за Россию, но предпочитающих жить в странах безнравственного и загнивающего Запада.

Чего только стоят полнейшая безграмотность в вопросах веры мнимых потерпевших-свидетелей, не знающих, как выяснилось, ни текстов молитв, ни того, как правильно креститься, но с энтузиазмом рассказывавших заготовленные фразы о значении православия для русского народа, о бесовских плясках и оскорблении чувств решительно всех православных.

А об уровне развития защитников духовности ярко свидетельствует следующий отрывок из интервью активиста православного движения "Народный собор" Дениса Истомина:

- То, что девушек поддержали большинство мировых звезд, как вы оцениваете?

Это ни о чем не говорит. Мы, например, знаем, что у Мадонны (страшный сон всех православных, злейший враг дьякона Кураева - А.К.). Она лесбиянка, так что о том, что она поддерживает, все знают.

- Как вы относитесь к Полу Маккартни? (известный музыкант также написал письмо поддержки Pussy Riot - А.К.)

Для меня Пол Маккартни не авторитет, я, например, вообще не знаю, кто такая Мадонна и кто такой Пол Маккартни. Эти люди для меня не авторитеты, мне не интересно. Понимаете, они не живут с ними, а мы живем здесь. Я не приезжал к Полу Маккартни или Мадонне в страну, я не оскорбил их чувства, я их не обидел ничем, понимаете, а меня оскорбили здесь, в моем доме, в моей стране, наплевали на мою культуру, на мои традиции.

- Ваша подруга только что плюнула на асфальт, это к слову об общественных нормах.

Ну что делать, разное бывает. Я не видел. Не могу ничего сказать.

С властью все давно уже понятно. Путин сделал явный упор на православие как на государствообразующую идеологию. С РПЦ, в принципе, тоже более или менее ясно. Гундяев предпочел своему воображаемому богу вполне реального Владимира Владимировича как гаранта финансового благополучия церкви и ее служителей. Все остались в выигрыше, вот только Pussy Riot несколько подорвали авторитеты обеих сторон. Но это, уверен, поправимо. Учитывая нынешний интеллектуальный уровень послушного стада.

Если в скандале Pussy Riot не всплывет никаких новых подробностей и фактов, то, пожалуй, с этой темой лучше бы распрощаться, поскольку к тематике нашего сайта, особенно после оглашения судебного приговора, она стала иметь весьма далекое отношение. Так что вопросы исключительно политического характера целесообразно будет оставить самим политикам. Возможно, когда-нибудь в Кремле и задумаются над тем, почему же богородица все-таки не осмелилась прогнать Путина.

Алексей КОЗЛОВ
Специально для "Атеистического сайта Беларуси"

12 комментариев:

  1. Семен Деповичный25.10.12, 12:46

    >>> а церковь окончательно потеряла свое лицо, которые всячески пыталось сохранить на протяжении последних лет.

    Для того, чтобы лицо потерять, его сначала надо заиметь. А у РПЦ "лица" своего никогда не было. Всё время своего существования оно держится при помощи обмана, оружия и насилия.

    В прошлое воскресенье по каналу РБК 1.5 часа обсуждали эту проблему (срок верующим панкам из Пуси Райт) и юрист указал, что по законам 1903 года девушкам из Пуси Райт самое страшное наказание было бы з месяца исправительных работ.
    Теперь думайте, господа, куда катится Россия.






















































    ОтветитьУдалить
  2. Автор: "насколько успешно одним верующим удалось донести до других верующих простую истину - религия всегда должна держаться особняком от политики".
    Это не "простая истина", а простая ложь. Не хочется даже даже доказывать, что это ложь, она очевидна. Сделаю лишь ссылку на тему взаимоотношений государства и церкви: Л.А. Андреева "Религия и власть в России (религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России)", 2001 г. Книжку легко можно найти в сети и прочитать. Небольшая (250 стр.), по существу, научный труд с большим количеством библиографических ссылок.
    Все-таки, не могу удержаться. Как эту очевиднейшую чушь попов можно повторять, ведь главой церкви до революции во все времена с зачатия православия на нашей территории был князь или впоследствии царь и император. Значит глава государства и церкви - это одно, но церковь вне политики. Это полнейшая чушь. Читайте книжку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >>Это не "простая истина", а простая ложь. Не хочется даже даже доказывать, что это ложь, она очевидна.

      Спасибо за аргументы. Но ключевое слово в цитируемом вами отрывке из статьи - "должна".

      Удалить
    2. Вот-вот, для таких, как вы, я и писал эту заметку. Почему вы решили, что церковь "должна" делать то, чего никогда на протяжении всей своей истории не делала, и изначально была предназначена совсем для другого. Что по-вашему князь Владимир выжигал огнем и мечом язычество и насаждал православие просто так от нечего делать? Да нет, этим самым он преследовал сугубо политические задачи, которые стояли перед княжеской властью: 1) внушения членам общества типа поведения, уместного в эпоху феодализма, т.е. покорности и смирения в условиях неравенства, и 2) божественное обоснование происхождение княжеской власти. Эти политические задачи церковью решались постоянно на протяжении всей истории, за исключением советского периода. Путин и сейчас РПЦ использует ровно для того же.
      Вы не спорьте, а лучше вместо повторения очевидно лживых слов о том, что церковь вроде бы сама по себе и далека от политики, обратитесь к истории. Это будет сделать легче, если вы прочитаете ту книжку, о которой я писал выше. Не повторяйте чужой глупости, даже если она многими принимается, думайте сами.

      Удалить
    3. История может показывать что угодно в самых разных ракурсах. Зато, если исходить из известного библейского совета про "богово и кесарево", то ситуация с тем, кто что должен и что происходит на самом деле, может кардинально измениться.

      Удалить
    4. Правильно, историю можно преподносить по разному. А голова вам зачем? Чтобы верить всему, что написано? А ваши библейские советы всего лишь слова, которые и нужны для одурачивания наивных людей, которые почему-то думают, что пустым словам может кто-то реально следовать. Кто и когда в нашей истории их выполнял? Никто и никогда, т.к. действительное назначение церкви было всегда другое. Об этом же речь. Никто и никогда этого делать и не будет в будущем. Зачем? Если бы власть не была заинтересована в политической роли РПЦ в настоящее время, то церковь бы загнулась сразу же. Или есть сомнения?

      Удалить
    5. Мы спорим совершенно о разных вещах. Любой историк знает ценность первоисточника. В данном случае, первоисточником небезосновательно служит Библия.

      Ни в коей мере не сомневаясь в том, что на протяжении столетий церковь всегда имела с властью отношения более близкие, чем того требовали и требуют рамки приличия, тем не менее, указываю на тот факт, что, согласно все той же Библии, первые христиане имели насчет симфонии государства и церкви несколько иное мнение, отличное от точки зрения сегодняшних служителей культа.

      Удалить
    6. Уважаемый Schumacher, не имеет смысла обращать внимание на первых христиан, которые были не на Руси. Давайте обратим внимание не на христианство вообще (разновидностей христианства великое множество), а на православие в нашей стране с момента его появления в 11 веке. И здесь выясняется следующее: князь, царь или император руководил страной и был во главе церкви одновременно на протяжении всей истории. Кто бы, как бы историю не преподносил, этот факт никто не оспаривает. Это значит - и нет вариантов считать как-то по другому - церковь ВСЕГДА во все времена в нашей стане играла политическую роль легимитизации власти. Но вы же пишете достаточно скользко: "первые христиане имели насчет симфонии государства и церкви несколько иное мнение, отличное от точки зрения сегодняшних служителей культа". Если несколько уточнить ваши слова: "первые христиане нашей страны ... " и далее сохранить ваши слова без изменения, то получается, что применительно к нашей стране с момента введения христианства, вы пишете неправду. Всегда, подчеркиваю это слово уже не первый раз в своих комментариях, православие в нашей стране было плоть от плоти сама власть. И оно не может быть другим, как вы мечтаете, принципиально, т.к. никогда другим и не было. Ну неужели непонятно? Например, посмотрите на текст воинской присяги в царской армии. Там черным по белому написано: "Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ...". И после этого вы смеете утверждать, что церковь не имела задачи политического сопровождения власти. Так было всегда на протяжении веков, а не только сегодня попы такие алчные (как вы почему-то стараетесь показать), что стараются поддерживать власть их охраняющую, даже если эта власть самозванная. Вы что же думаете, что "черного кобеля можно отмыть добела"? Эта наивность, граничащая с ... .
      Потом, уважаемый Schumacher, первоисточником чего, какого события, является Библия? На мой взгляд, легенда, совершенно даже не оригинальная: существующие дохристианские мифы Осириса, Аттиса и Митры воплотились в общие архитектурные черты бога-Спасителя, сочетающего земное и небесное начала. Библия -это не первоисточник, а творческая компиляция уже существующих легенд. Писатели Библии ничего кардинально нового не придумали.

      Удалить
  3. Анонимный26.10.12, 1:03

    Церковь та несет свет , которая горит! Да, буддет свет!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Евгений Д.26.10.12, 9:59

    Еще немного про православие и политику, только с другого бока (образования). Не так давно г-н Жириновский при обсуждении в Госдуме РФ законопроекта «Об образовании» косвенным образом подтвердил правильность курса на сплошную православизацию России. Здесь, конечно, нет ни слова о религии, но сам контекст звучит как-то уж очень православно, в духе заветов церкви: «В любом законе об образовании заложена революция. Чем больше высокообразованной молодежи, тем она опаснее для нас. Они будут свергать власть каждые 10 лет. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Все правильно делал Николай Первый — на каторгу декабристов. Слишком образованные были русские офицеры». А если учесть, что с недавнего времени Жириновский стал истово верующим (как и все прихлебатели г-на Путина), то, возможно, именно церковь здесь и способна стать тем сдерживающим образование фактором. Жириновский своей рукой как бы зачеркнул лозунг Ленина: «Учиться, учиться и учиться!» и написал: «Молиться, молиться и молиться!». Скорее всего, здесь Жириновский очередной раз выступил в роли этакого «пробника» для будущих инициатив власти: «Как отреагирует общество на свертывание образовательных программ с заменой их религиозными программами?». Грубо говоря, как люди отреагируют на то, что их станут превращать в послушных баранов. Первой ласточкой такой «инициативы» стала недавно открывшаяся в МИФИ кафедра теологии. Возможно, в речи Жириновского действительно прозвучала реальная будущая программам по «интеллектуальному развитию» россиян. Вернее сказать, образование, как и сплошна православизация, это не самоцель, а лишь средства добиться «стабильности» для существующей власти (стабильности своего пребывания у власти на веки вечные), на что, собственно, Жириновский и указал. Ну что ж, по меньшей мере, за правду Жириновского следует похвалить, это крайне редкое для него явление. Только вот за людей становится как-то обидно.

    Слова Жириновского можно принять за некоторый ответ тем верующим, которые считают, что образование и религия совместимы. Нет, уважаемые! Образование несет погибель существующей власти, а вот православие, которое активно внедряется сверху (тем же Жириновским) – жизнь и дальнейшее ее (власти) процветание. По крайней мере, именно такая ситуация складывается в России. Православие и образование, как две чаши весов – чем выше одна, тем ниже другая. По крайней мере, так думают наши власти, и именно для этого почти насильственно внедряют православие. Народ слишком уж образованный (несмотря на все принимаемые правительством меры). Того и гляди, свергнут такую вот власть. И здесь сплошная православизация (с опорой на полицейские дубинки) представляется чуть ли не единственным средством спасения от народного гнева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгений Д.26.10.12, 20:18

      P.S. Еще немного про церковь и политику.
      Обратите внимание на последнее исключение в списке:
      [img]http://realigion.me/images/news/2012/10/23/1351008761_39873.jpg[/img]

      Удалить
  5. Анонимный26.10.12, 19:05

    Не хочу молиться, я хочу учиться!

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]