22 января 2013 г.

Крест или жизнь. Самопожертвование как отличительная черта фанатизма

21 января отечественные СМИ порадовали своих читателей умилительной новостью: двух школьниц из поселка Богдановское наградят за спасение православного креста от поджога!

"17 января двое мужчин на машине без регистрационных номеров подъехали к кресту, установленному на месте будущей церкви, облили его бензином и подожгли. Десятиклассница Екатерина Силина шла в это время с подругой из школы и заметила мужчину, который поджег крест, а затем сел в автомобиль и скрылся. Школьницы потушили крест при помощи снега", - описывает произошедшее сайт "Ридус".

«Страшно было, но страшней, если бы сгорел крест», — скромно прокомментировала свой поступок Екатерина.

Наградить отважных школьниц решило епархиальное управление РПЦ. Девочек, как ожидается, в торжественной обстановке поблагодарит секретарь Челябинской и Златоустовской епархии протоиерей Игорь Шестаков.

Та самая школьница-героиня

Что же касается злоумышленников, то ими оказались двое мужчин 28 и 30 лет, решившие поджечь крест "на почве национальной ненависти". Им грозит до трех лет лишения свободы. Чуть больше, чем за "бесовские дрыгания" в храме. Но сегодня речь не об этом.

В июне 2012 года мир взбудоражила новость, пришедшая из Северной Кореи. По большей части закрытая для иностранных журналистов страна подбросила западному обществу настоящую сенсацию, которая никак не хотела укладываться в головы цивилизованных сторонников демократии, прав и свобод.

14-летняя школьница ценою собственной жизни спасла от затопления портреты Ким Чен Ира и Ким Ир Сена.

"Инцидент произошел 11 июня на востоке страны, в провинции Хамген-Намдо. Пытаясь спасти картины от хлынувшего в дом потока воды, Хан Хен Ген завернула их в полиэтиленовый пакет и все то время, что боролась со стихией, держала сверток над поверхностью воды", - писали СМИ.

Девочка утонула, но ценою собственной жизни спасла от "осквернения" портреты любимых вождей... Руководство страны наградило отважную школьницу Юношеской премией имени Ким Чен Ира. Помимо всего прочего, именем девочки была названа школа, в которой она училась, а награды также вручили ее родным, учителям и одноклассникам.

Два упомянутых нами случая - как братья-близнецы, с одной лишь существенной разницей в масштабах трагедии.

После июньской новости на Северную Корею обрушилась волна критики. Дескать, - мракобесие, маразм, ужас, страх и т.п. Все это так. Дикость зашоренных жителей страны, верящих в гениальность, непогрешимость и божественное происхождение своих правителей,  не может не удивлять. Но реакция жителей стран бывшего СНГ, которые также недоумевали по поводу бессмысленной жертвы, оказалась более чем странной. Ведь по идее в храброй северокорейской школьнице большинство должны были в первую очередь узнать себя.

Я не хочу сказать, что российские школьницы поступили плохо, помешав вандалам поджечь деревянный крест. Скорее, наоборот. Да и случай не ахти какой важный, а опасность - не такая уж серьезная. Однако следует помнить, что фанатизм - вещь опасная и непредсказуемая.

То, что сегодня выражается в безобидной на первый взгляд самоотверженной защите неких "священных символов", завтра может обернуться самопожертвованием во имя выдуманных мифов и идеалов.

 

Жители Северной Кореи массово оплакивают смерть Ким Чен Ира. 2011 год

С другой стороны, недоумение сразу же проходит, а все вопросы отпадают сами собой, когда вспоминаешь слова протоиерея РПЦ Всеволода Чаплина: "Для кого-то более важна святыня или территория государства, и он на этом строит свою общественную систему. По-вашему, самое ужасное, что может произойти – уничтожение людей. Я согласен, это плохо, но для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества... Святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня. И я имею право попытаться убедить общество жить по этому закону".

"Страшно было, но страшней, если бы сгорел крест" - эта фраза, пожалуй, пугает больше всего, поскольку прямо свидетельствует о том, что наступление эры бессмысленного фанатизма не за горами.

Видимо, уроки православия в российских школах проходят не зря и уже приносят свои первые, пусть и скромные, но все же плоды.

Алексей КОЗЛОВ
Специально для "Атеистического сайта Беларуси"

34 комментария:

  1. А.М.Крайнев22.01.13, 18:41

    Уважаемый Алексей Козлов,
    Прекрасная заметка - очень правильное сравнение.
    Да, дебилизация населения (и в первую очередь детей) - на марше!

    ОтветитьУдалить
  2. Да есть над чем задуматЬся,еще вчера крест восприняли как чудачество,теперь только у нас на сто тысячный город их шесть,один перед входом в школу хотя исторически(их у нас ставят на месте разрушенных церквушек и святынь)он должен стоять во дворах,но кто его там увидит.фанатизм штука действительно хреновая,будь она хоть в спорте,хоть в поедание котлет, результат отрицательный,я тоже был фанатом рпц,посещял все службы,причащался исповедь раз в неделю,перестал смотреть тв,читать книги особенно фантастику любил, не то что грубо запресщяли, просто там человек зачастую сам творит, а нельзя без бога,выкинул коллекцию видео игр три пакета лицензионных джевелов,христа ради,ходил всем проповедовал (кстати вроде неплохо)уже семью считай полностью затасщил,мир виделся мне как большая война света и тьмы,я уже начал ехать походу умом,чуствовал себя спокойно только в храме,мышление заменили проповеди, да пояснения батюшки,но наверно мне повезло ,стоп кран сработал,или лапша на ушах стала сильно тяжелой

    ОтветитьУдалить
  3. А опубликуйте статейку по религеозному фанатизму,думаю будет интересно.

    ОтветитьУдалить
  4. А.М.Крайнев22.01.13, 19:51

    Полотно Леонардо - в единственном экземпляре. Погибший оригинал не воссоздать.
    А для того, чтобы сколотить гвоздями две палки не требуется ни большого ума, ни высокого искусства.
    Т.ч. - разница существенная даже в утилитарном плане.

    ОтветитьУдалить
  5. Это был порыв души.подмена понятий скорей, когда в места жизни, прекрасное видят в двух брусках

    ОтветитьУдалить
  6. Наблюдатель Истин22.01.13, 20:00

    Хорошо, возьмем квадрат Малевича...

    ОтветитьУдалить
  7. Врятле,поселок,там там все таки не город, там попы да ряженные да казаки вес имеют.

    ОтветитьУдалить
  8. А зря так на Малевеча,соответствует обстановке в россии

    ОтветитьУдалить
  9. Наблюдатель Истин22.01.13, 20:29

    В России жить очень классно, просто не у всех для этого достаточно развито чувство юмора...

    ОтветитьУдалить
  10. А я может и не шутил,ток же темненько и выхода, за рамой не видно

    ОтветитьУдалить
  11. Наблюдатель Истин22.01.13, 20:44

    Вы нигде его не увидите, ни в России, ни на Мальдивах. От себя не убежать.

    ОтветитьУдалить
  12. Да ладно, я бежать пока некуда не собирался,а от себя в ком смысле.

    ОтветитьУдалить
  13. Я тут концовку подправил,довожу до сведения а то еще еше в жульнечестве обвините.

    ОтветитьУдалить
  14. А.М.Крайнев22.01.13, 21:32

    Да, Малевич или какой-нибудь "Мазювич" ещё намалюет или намазюкает... Тоже большого ума не надо:)
    Ну, а если для кого-то - ценность, то авторское полотно - тоже в единственном экземпляре. В отличие от двух скрещенных жердин, которые несут лишь символический смысл, который не зависит от авторства или фирмы-изготовителя.

    ОтветитьУдалить
  15. Вдруг как в сказке днем машина без номеров а в ней двое мужчин да ещё не извесных обливают бензином и зажигают крест а две супер храбрые девочки его тушат снегом,зачем на бензоколонках стоят спецогнетушители для тушения жидких и газообразных горючих веществ.В награду им дадут чмокнуть ручку или ещё чего от них ещёможно ожидать девчонки красивые матушки с них получатся супер.

    ОтветитьУдалить
  16. Евгений Коротин23.01.13, 10:48

    Я сам в шоке, потушить бензин снегом... Никак бог помог...

    ОтветитьУдалить
  17. Идеологическая машина работает, затмевая мозги. Сколько раз убеждался, человека бесполезно чему то учить на чужом опыте. Вот сгорят пару идиотов спасая материальные идолы, тогда кто то поймёт, а если не поймёт то зачем им мозг? Эволюция возьмёт самое лучшее и мораль христовая ей побоку.

    ОтветитьУдалить
  18. John Walker23.01.13, 13:46

    Машина работала и раньше, я тоже такой был в её возрасте. Только тогда, 25-30 лет назад, доминирующей идеологией было не православие. Я был настоящий правоверный пионер и был готов в огонь и воду ради: Партии, Родины, против Капитализма, за Старушку через Дорогу и прочую хуету, которую хорошо помнит поколение, заставшее СССР.

    ОтветитьУдалить
  19. сциентист23.01.13, 14:53

    >> ...есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества...

    Уничтожить человечество ради идеалов Православия!.. О, да! Это — квинтэссенция Веры.

    ОтветитьУдалить
  20. А действительно - ужОс как страшно - когда деревяшки горят - нет сил смотреть... Прикол в том, что слова этих ссыкух - раздуют теперь до небес... Тоже мне - психологическая травма... Ну какой хер их там носил?

    ОтветитьУдалить
  21. Теперь можно делать список кого не пускать к красной кнопке

    ОтветитьУдалить
  22. дебильные курицы ,подстелились под попов

    ОтветитьУдалить
  23. Действительно: религия и коммунизм - одно и то же... надо было бороться против бесплатного советского образования, медицины, жилья... за несоразмерно дорогую жизнь при капитализме. Да и бабулю надо было под машину толкнуть, а не переводить через дорогу, как учили пионеров. Не так ли? По-капиталистически... Ведь человек человеку - волк, а не друг, товарищ и брат, как в том вонючем совке нас учили. Да, религия и коммунизм - совсем одно и тоже...

    ОтветитьУдалить
  24. John Walker25.01.13, 13:34

    Вашу бесплатную, бл-ть, мИдицЫну я с шестилетнего возраста (с 1977) и по сию минуту ощущаю в правом, а последние 10 лет ещё и в левом подреберье. Каждый день и ночь, вот уже 34 года, после того, как после планового забора крови у первоклашек занесли гепатит мне и всем моим одноклассникам.

    ОтветитьУдалить
  25. Тезка по несчастью,у меня вирусный гепатит в,занесли в четыре года,через укол,но всеравно тогда и лечили бесплатно,даже в институтах и отношение к больным было другое.хотя и тогда к врачу без взятки не ходи,а в девяностые,так вобще постельное ,спирт и даже вату свою просили приносить.

    ОтветитьУдалить
  26. Извеняюсь гепатит б а не в.просто писать с телефона для меня полный гемор.

    ОтветитьУдалить
  27. Наблюдатель Истин25.01.13, 18:50

    >>Когда-то Достоевский, правда, устами главного антигероя романа «Братья Карамазовы» поставил «проклятый» вопрос: «А стоит ли гармония всего мира слезинки хотя бы одного замученного ребенка?»

    "Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей." (Августин Блаженный)

    ОтветитьУдалить
  28. Седьмой27.01.13, 1:26

    И как выбрался из всего этого?

    ОтветитьУдалить
  29. Боюсь что общий совет дать не смогу,начал думать о скорбях,почему люди порой глупо умирают то девочку качеклями убило,то парень полный сил,попадает под машину и где был бог.Во мне всегда возникал протест, когда в воскресной школе мне пытались привить что вторая мировая есть наказания за грехи и что советские люди попадут в ад и не имеет значения хороший был человек или нет, спастись можно лиш через бога и церков ,Не увидел я той ка кой то моей мечты о нравственных идеалах.Особенно выделю случай мы стояли в храме и батюшка вычитывал вечерние молитвы и молитвы перед причастием,так вот крестимся мы, пол целуем,а сзади бабка пытается залесть на лавку, а не может ,там и осталась полулежа,а мы даже не заметили.по праздникам прихожане буквально давили друг друга ,люди падали,но все было плевать,лиж бы икону облабызнуть.И так терзаемый проклятыми вопросами я как верующий почувствовал себя в этой системе как большой кусок ля ля.и перестал ходить туда,через год примерно,мне хватила смелости зайти на а сайт и с этого момента мое мировозрение круто изменилось.Не подумайте что все было так легко,мучался я страшно,пару лет меня просто трясло и мысли может это бог,испытывает меня,может мне вернутся,даже сейчас у меня бывают приходы веры....ну вкратце так.

    ОтветитьУдалить
  30. Евгений Д.22.02.13, 7:59

    Статья интересная и актуальная для стран СНГ. Впрочем, повод, действительно, не так уж и значителен. Но здесь важна тенденция. И она не радужная.
    Оборотной стороной такого вот фанатичного самопожертвования является требование подобных жертв от других. Отсюда и растет религиозный фундаментализм и нетерпимость к инакомыслию.
    Но особенно порадовал, как всегда, г-н Чаплин.
    Когда-то Достоевский, правда, устами главного антигероя романа «Братья Карамазовы» поставил «проклятый» вопрос: «А стоит ли гармония всего мира слезинки хотя бы одного замученного ребенка?». По-видимому – стоит. Если это «православная гармония». Да что там замученный ребеночек, когда ради этого можно пожертвовать всем миром. И самое главное здесь то, что поп со своей позиции прав на все 100%. Иначе он и ответить не мог. Ведь насколько одно слово бога, «ремень сандалий его», больше всего человечества!
    Прямым воплощением в жизнь слов попа является действие шахидов-смертников. Вот уж кто за ради веры не пожалеет ни себя, ни других. Вот для кого ценность веры несомненна и безусловна. Интересно, чем здесь г-н Чаплин отличается от шахида?

    В нашем мире высшей ценностью является человеческая жизнь, которую не измерить никакими деньгами или шедеврами. Другое дело, что современная жизнь зачастую портит, или, как частенько выражались наши «классики» (вроде того же Достоевского или Толстого), «развращает» человека до такой степени, что у него не остается ничего действительно человеческого. Как писал Маркс: в своих истинно человеческих формах бытия, вроде творческого (умственного и физического) труда, человек скорее чувствует себя вьючным животным, которого безжалостно эксплуатируют; и только в своих, так сказать, «животных» качествах, вроде потребности в пище, одежде, жилище, сексуальных потребностях и т.д. человек чувствует себя «человеком». В таких вот поистине нечеловеческих (животных) условиях все человеческое постепенно деградирует, обесценивая человеческую жизнь (причем, не только тем, что обесценивается «объект» (человек, которого «оценивают»), но и сам оценивающий «субъект», также деградирующий совместно со всем человечеством, перестающий отличать действительные ценности от мнимых). Поэтому иногда таким вот «экспертам-оценщикам» и может казаться, что существуют «вещи» более ценные, чем человеческая жизнь. Особенно, если это какой-нибудь простолюдин или, тем более, преступник. И здесь речь может идти не только о «материальных» ценностях, вроде денег, но и «духовных», вроде шедевров и т.д. Безусловно, в нашей жизни нам необходимы как деньги, так и шедевры, но все это нельзя ставить рядом с человеческой жизнью. Это ложный выбор. Как писал старик Кант: человек, в лице себя или кого другого, никогда не должен использоваться в качестве средства для чего-нибудь (в том числе и средства для спасения шедевров или религиозных фетишей), но только в качестве цели.
    К тому же все ценности, как материальные, так и духовные, создаются тем же человеком. Представьте, что было бы, если бы Леонардо в самом начале своей творческой деятельности ценой своей жизни спас бы от огня какой-нибудь шедевр своего учителя (Верроккьо)?

    ОтветитьУдалить
  31. Игорёк22.02.13, 7:59

    Хорошенькая девочка. Жалко. Засмеют ведь теперь в школе - крест тушила!!! Ладно бы чей-то сарай - на дом может огонь перекинуться,....а тут пусто вокруг !!!!!

    ОтветитьУдалить
  32. Наблюдатель Истин22.02.13, 7:59

    Бессмысленный фанатизм - поджигание крестов, а не их спасение, не надо путать причину и следствие. Давайте вместо креста представим полотно великого Леонардо, тогда ценитель искусства, попытавшийся спасти его, рискуя собственной жизнью, по вашей логике - безумный фанатик. То есть вопрос сводится к ценностям, а они у всех разные.

    Девочки не думали, что могут погибнуть, это был порыв души, а никакое не самопожертвование во имя фетиша. Но вам циникам, конечно, виднее...

    ОтветитьУдалить
  33. Епифаний Боголюбов22.02.13, 7:59




    К большому сожалению
    автор статьи прав.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]