4 марта 2013 г.

Ученые разоблачают мать Терезу

Исследование, которое вполне может спровоцировать скандал, опубликовал университет Монреаля в Канаде. Историки утверждают, что знаменитая мать Тереза Калькуттская была далеко не той святой женщиной, как утверждает католическая церковь.

Агнес Гонджа Бояджиу, албанка по национальности, вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето» в 18 лет, в 1928 году. В 1931 году она взяла имя Тереза, потом была направлена в Калькутту преподавать в женской школе святой Марии, а в 1940-е годы начала руководить монашеской организацией, которая создавала приюты, школы, а также больницы для бедных и тяжелобольных людей.

Организация действует по сей день в 111 странах мирах, насчитывая сотни отделений. В 1979 году мать Терезу наградили Нобелевской премией мира, а в 2003 — через четыре года после смерти — ее причислили к лику блаженных.

Имя Терезы стало нарицательным и едва ли не синонимом непогрешимого милосердия, но так ли это соответствует действительности?

В мартовском номере журнала Studies in Religion появится статья канадских исследователей, которые изучили 502 различных документа о жизни и деятельности Терезы. После исключения дубликатов ученые получили 287 письменных свидетельств с уже не столь однозначной картиной.

Обнаружились свидетельства врачей о том, что действовавшие приюты зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и болеутоляющих.

Может, это из-за недостатка средств и желания помочь возможно большему числу страждущих, предположили ученые.

Однако документальные свидетельства не позволяют столь уж легко согласится с таким объяснением. Финансовые потоки, проходившие через фонд Терезы, шли через банковские счета, о которых, как утверждают исследователи, ничего не известно. Неизвестно то, кто сколько денег перечислил, куда они были направлены и как потрачены — во время катастрофы в Бхопале (крупнейшая техногенная катастрофа, по числу жертв обошла Чернобыль) или наводнений в Индии фонд не перечислял денег напрямую. Что, конечно, еще ничего не говорит, но на этом неприятные открытия не заканчиваются.

Исследователи нашли высказывание Терезы, приведенное журналистом Кристофером Хитченсом: «Есть что-то прекрасное в созерцании того, как нищие несут свое бремя, страдая подобно Христу. Эти страдания обогащают мир». С учетом этой цитаты, говорят авторы нового исследования, вполне возможно, что тяжесть условий в приютах была обусловлена вовсе не нехваткой денег у фонда. Мать Тереза придерживалась на редкость консервативных взглядов и, к примеру, выступала против абортов даже тогда, когда беременность наступила после изнасилования. Но если это все правда, то как тогда матери Терезе удалось приобрести столь безупречную для всех остальных репутацию?

С историей беатификации (зачисление в число блаженных) тоже не все гладко.

Описано, например, чудо излечения женщины, которая страдала от сильных болей в животе и которой помог медальон с ликом Терезы. Для Ватикана это было бесспорным аргументом, а вот врачи имели альтернативное мнение, согласно которому помог отнюдь не медальон, а препараты, которыми лечили кисту яичника и туберкулез. Туберкулез, как известно, удалось победить только с появлением антибиотиков, так что это объяснение, как минимум, выглядит более убедительным по сравнению с априорно невоспроизводимым чудом.

Надо заметить, что мать Терезу критиковали и при жизни.

Например, за получение награды от диктатора Дювалье, который бессменно правил Гаити и проводил политику массовых репрессий. Или за получение пожертвований от бизнесменов с сомнительной репутацией. В 1991 году в немецком журнале Stern появилось сообщение о том, что на благотворительность в фонде Терезы идет только 7% пожертвований, но окончательной ясности со счетами и финансовыми потоками никто внести так и не смог.

Наиболее авторитетной и обоснованной может быть критика со стороны Роберта Фокса, редактора медицинского журнала Lancet, одного из самых престижных медицинских изданий в мире.

Фокс еще в 1996 году отметил, что фонд имеет множество волонтеров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании.

7 комментариев:

  1. Ну до разоблчений судя по статье еше далеко,так вогруг да около.

    ОтветитьУдалить
  2. John Walker04.03.13, 11:06

    Имя Терезы никогда не было НАРИЦАТЕЛЬНЫМ. Быть нарицательным означает иметь негативный оттенок. Оно станет, возможно, нарицательным только тогда, когда статью опубликуют и факты подтвердятся. А пока это имя имеет только положительный контекст.

    ОтветитьУдалить
  3. Насчет негативного оттенка вы несколько переборщили.

    Имена собственные, ставшие именами нарицательными, называются эпонимами и обычно используются в шутливом или уничижительном смысле (к примеру «эскулап» — собирательное для всех докторов, «пеле» — для всех любителей игры в футбол, «шумахер» — для любителей быстрой езды и т. д.)

    Эпоним "мать Тереза" действительно часто употребляется в шутливом (реже - в уничижительном) смысле, подразумевая человека, занимающегося благотворительностью и не преследующего при этом каких-то корыстных целей.

    ОтветитьУдалить
  4. Неужели никто не читал Хитченса...?

    ОтветитьУдалить
  5. Я сема харисона читал,он ее сильно кретиковал и разоблачал, какой то фильм о ней в котором с потолка ее госпетоля падал божественный свет,вот он ее поносил,по мне тогда мать тереза беспрекословна была каким то чудом.

    ОтветитьУдалить
  6. Седьмой04.03.13, 17:41

    Про Терезу можно глянуть тут http://www.youtube.com/watch?v=fX2Fly4MAR4 и частично тутhttps://www.youtube.com/watch?v=PYmdhHJ_Mgc

    ОтветитьУдалить
  7. John Walker05.03.13, 12:34

    Да, это я по незнанию глупость сказал.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]