17 апреля 2014 г.

"Атеистические записки": 31. О церковных доходах

86859.b То и дело в СМИ просачиваются редкие откровения служителей культа, жалующихся на поборы со стороны своего высшего руководства. Так было, например, совсем недавно, в 2013 году, когда настоятель православного храма в городе Жашков Черкасской области рассказал о непомерных аппетитах главы епархии.

- Все началось с его первого визита, - говорит отец Стефаний. - Он (Пантелеймон, глава Уманской епархии - А.К.) приехал в наш храм - провел службу. На прощанье я, как положено, сунул ему в кармашек конверт с деньгами. В конверте было 1,5 тысячи гривен. Владыка тут же достал конверт  и пересчитал наличку. Взбеленился - закатил сцену. Он кричал, дескать, что ты мне дал? Дают минимум 5 тысяч гривен! Я возражал, мол, подождите - у нас идет ремонт храма. Тогда он начал просто оскорблять меня.

...За "спасибо" владыка не ездит в храмы с молитвой. Настоятели и рады бы отказаться от такого визита, да нельзя - существует график. Хочешь не хочешь, а владыка приедет. Собирай деньги.

- Допустим, собрался он в Манькивку, - вспоминают священники Жашковского района. - А там деревня маленькая, бедная. Где священнику взять пять тысяч? В итоге ходили по хатам и верующих, и неверующих: просили скинуться, кто сколько может.

Посетив один храм, владыка собирается в соседний. Каждую неделю - выездная служба. То есть, если верить злым языкам, ежемесячный доход составляет 20-30 тысяч гривен. И это не считая тех денег, которые несут за приход или награду. Плюс "надбавки". В смысле, по церковному уставу каждый храм должен отдавать в епархию десятину. Например, Домашовец перечислял 300 гривен. А теперь с него затребовали в три раза больше. И не только с него.

Любопытно, что все, чему мы становимся свидетелями сегодня, неоднократно происходило в прошлом.

Например, в летописях сохранились свидетельства стяжательства митрополита Киевского и всея Руси Феогноста, требовавшего от новгородского духовенства богатых подарков.

Митрополит Феогност

Слава Феогноста как любителя роскоши однажды сыграла с ним злую шутку. В 1342 году во время визита в Золотую Орду митрополит вынужден был "пожертвовать" хану Джанибеку около 600 рублей, по тем временам огромные деньги. Тем не менее, Феогносту все же удалось добиться от Орды сохранения всех ранее имеющихся у церкви прав на льготы. Можно считать, что митрополит в первую очередь занимался решением жизненно важных церковных вопросов. За это, вероятно, после своей смерти он и был назначен святым.

Обирал духовенство и паству на местах и епископ ростовский Леонтий, за что в 1159 году был изгнан из города.

Не стоит забывать и о том, насколько важными для экономического положения церкви являются мощи того или иного святого.

Останки почитаемых праведников были для любого храма или монастыря тем, что в наши дни можно назвать личной нефтяной вышкой. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о том, как при помощи "святых мощей" служители культа набивали церковную казну, при этом не забывая пополнять и собственные карманы.

Благодаря "найденным" останкам своего настоятеля суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь буквально за 100 лет смог существенно поправить свое благосостояние (ежегодный доход монастыря в 1701 году составлял 3000 рублей). Аналогичная ситуация сложилась с Разоположенским монастырем в том же Суздале исключительно благодаря обретенным, конечно же, чудодейственным останкам Евфросинии. В 1861 году церкви удалось заработать более 25 000 рублей (!) только лишь в день открытия мощей Тихона Задонского.

Таким образом, нескончаемый поток страждущих из разных уголков страны, оставлявших у гробов святых богатые дары и пожертвования, позволял духовенству не задумываться о завтрашнем дне и обеспечивал безбедное существование церкви вплоть до Октябрьской революции.

Впрочем, помимо мощей в разные периоды церковной истории служители культа зарабатывали на торговле еще более экзотическими, нежели останки мертвых людей, реликвиями: крайней плотью Христа и его последним вздохом на кресте, хранившимся в специальных флаконах, чихом святого духа, перьями из крыльев ангелов, челюстью осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим, тьмой египетской, расфасованной по бутылочкам, слезами Марии Магдалины, оплакивавшей Христа и т.п.

В таких случаях все ограничивалось лишь фантазией священников. С суеверностью паствы проблем никогда не было.

Алексей Козлов
Специально для "Атеистического сайта Беларуси"

На первом фото: изъятие церковных ценностей большевиками.

6 комментариев:

  1. Иван Иванов17.04.14, 12:03

    Что то местные религиозные тролли все как один куда то одновременно сдриснули. Уже несколько дней на сайте не наблюдаю забористого холивара.

    ОтветитьУдалить
  2. St_Zampolit17.04.14, 13:56

    Строгий пост, ругаться нельзя. После пасхи они воскреснут.

    ОтветитьУдалить
  3. Истомили себя "постом радостным" - нет сил до клавы дотянуться. :)

    ОтветитьУдалить
  4. Святая корова17.04.14, 15:40

    На лицо правоверный саботаж! Хмурое молчание - тоже знак протеста! Молодцы верунчики, вы нас почти победили, но только ПОЧТИ))))

    ОтветитьУдалить
  5. Поль Обноскин17.04.14, 17:38

    Извините, господа, но если я Вас всех правильно понял, то получается, что когда издохнет на нашей Планете последний верун, атеисты будут мучиться в неумерной тоске по ним?
    Для тех, кто тоскует (скучает): посмотрите на улице хотя бы на одну слащавую лицемерно "скорбящую" по своему воображаемому кумиру рожу и тоска сразу развеется...

    ОтветитьУдалить
  6. Святая корова17.04.14, 18:09

    ""издохнет на нашей Планете последний верун"" - невозможно! Межгалактическая коалиция верунов не позволит!

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]