4 апреля 2014 г.

Не дают жить без бога. О положении атеизма в мусульманских странах

В 13 странах мира отрицание бога признано преступлением, предусматривающим высшую меру наказания. Эти государства – Саудовская Аравия, Афганистан, Иран, Малайзия, Мальдивы, Мавритания, Нигерия, Пакистан, Катар, Сомали, Судан, ОАЭ и Йемен – принадлежат полностью или по большей части к мусульманскому миру. На их примере видно: при всех страданиях христиан в разных частях света, отрицатели любой религии рискуют гораздо больше.

Сравнение между дискриминацией инаковерующих и атеистов исламистскими режимами можно провести на материале религиозного права – шариата. Согласно его интерпретации, предложенной фундаменталистами, отказ от мусульманской веры относится к числу тягчайших преступлений, а наследственное исповедание других религий, напротив, дозволяется.

На этом фоне впечатляющими кажутся данные, собранные пару лет назад социологической группой WIN-Gallup International. По данным опроса, проведенного на условиях анонимности в Саудовской Аравии, 5% населения этой страны считают себя атеистами. Цифра эта удивляет потому, что выводит королевство на мировой уровень по числу отрицателей бога: в Соединенных Штатах и ряде стран ЕС их число не превышает аналогичной отметки.

Данные социологов о распространении атеизма в Саудовской Аравии поставили в тупик востоковедов. Если «исламских» атеистов настолько много, то где следы их присутствия? Начиная с 2010 года ответ нашелся: в мировой паутине. Современный арабский Интернет переживает бум атеистических сайтов, интегрированных в социальные сети. Благодаря им, религиозные скептики стран, где неверие в бога запрещено, донесли до западных корреспондентов свою главную проблему: убеждения, которым они привержены, приходится скрывать даже от родственников.

По словам саудовского атеиста, использующего псевдоним Джабир, каждую пятницу, когда мусульмане собираются на молитву, ему тоже приходится выходить из дома. Посещать мечеть он при этом не хочет по принципиальным соображениям: не верит в бога. Компромисс прост: Джабир проводит время в своем автомобиле и пьет кофе. Другой атеист, Абдаллах, счастлив, что перед ним не встает подобной проблемы: его родственники проживают в другом городе.

Джабир рассказывает об атеистах старшего поколения, которым исполнилось 40–50 лет, и социальном окружении, в котором они жили: «Эти люди скрывали неверие в течение десятилетий, только сейчас благодаря Интернету они смогли найти единомышленников, с которыми могут поговорить». О том же говорит египтянин Габр: «На протяжении многих лет я свел к минимуму общение с соотечественниками, разговаривал только с иностранцами посредством Всемирной сети».

Полностью изолировать себя от сограждан не самый худший выбор, если принять во внимание акции возмездия, организуемые против атеистов сторонниками ислама. В 2013 году марш против блогеров, отрицающих бога, собрал в Бангладеш более 200 тыс. человек. Оскорбленные рассуждениями, будто высшей силы не существует, противники вольнодумства требовали остановить «произвол» свободы слова: «Бог велик, блогеров-атеистов – на виселицу». Незадолго до этого один из сетевых авторов – религиозных скептиков, Ахмед Хайдер, действительно был убит.

Помимо прочего реакция бангладешцев показывает, что проблемой является «нулевой» правовой статус атеизма в сознании его непосредственных противников. В то время как христианство воспринимается приверженцами ислама в качестве религии, отрицание бога представляется им не более чем ничем не мотивированным потоком оскорблений. Характерна в этой связи история индонезийского атеиста Александра Аана, который написал в Facebook: «Бога нет» – и был избит теми, кто счел такие слова хулой на Аллаха. Чтобы защитить атеиста, власти не нашли ничего лучшего, как поместить его в тюрьму.

Существующие вне социальной среды, по преимуществу поодиночке, «исламские» атеисты кажутся совокупностью людей, выключенной из потока событий, сообществом без истории. В действительности это не так. По словам самих отрицателей религиозности, к числу их единомышленников оправданно отнести десятки мусульманских поэтов и философов, имеющих в том числе и всемирную известность. Расцвет религиозного вольнодумства в средневековом арабском мире связан с деятельностью философа Абу Бакра аль-Рази (865–925), в сочинениях которого ставились под сомнение истины Корана на основании того, что священная книга, как был уверен этот автор, противоречит себе самой.

В XX веке импульс развитию атеистических идей дал выходец из Саудовской Аравии Абдалла аль-Квасеми (1907–1996). Из-под пера этого автора вышли такие сочинения, как «Они лгут, чтобы представить бога прекрасным» и «Вселенная судит бога». В прошлом салафитский радикал, аль-Квасеми изменил свои взгляды на прямо противоположные. «Нет худшей оккупации, чем оккупация мозга богами», – решил он.

По причине своих убеждений аль-Квасеми вынужден был покинуть Аравию, но смог найти себе место в арабском мире, а именно в Египте. На жизнь атеиста было совершено несколько покушений, которые упрочили его статус в качестве иконы протеста против радикальной религиозности в современном исламском мире.

Во времена, на которые пришлась кульминация деятельности аль-Квасеми – 1960 и 1970-е годы, – атеизм распространялся в государствах исламского мира гораздо более свободно, чем в наше время. Ужесточение порядков наступило с начала 1980-х, когда ряд стран Азии, в частности Пакистан, существенно расширил применение законов о богохульстве. Атеизм, ни в одной из исламских стран не признанный самостоятельным мировоззрением, был де-факто приравнен к кощунству. Так и не успевшие выйти из подполья отрицатели религиозности, казалось, были загнаны в него навсегда.

В этой связи неудивительно, что многие, особенно молодые, атеисты с воодушевлением восприняли события арабской весны. По словам тунисской активистки Фадвы, которые приводит журналист Huffington Post Диаа Хадид, промахи исламистов дают шанс сторонникам альтернативных мировоззрений, борющимся за смягчение общественных порядков: «До революции люди не считали ислам проблемой, но после нее они увидели, что такое политический ислам – и вообще ислам». Египетский атеист, напротив, скептичен. «Дело не в государстве, не его преследований я боюсь. Я боюсь общества», – приводит слова отрицателя религиозности «Аль-Джазира».

Игорь Гашков

22 комментария:

  1. Игорёк04.04.14, 19:12

    Да...,но, к сожалению, прошло то время когда оскорблённые сжигали себя...

    ОтветитьУдалить
  2. Поль Обноскин04.04.14, 20:02

    В 13 странах мира отрицание бога признано преступлением, предусматривающим...
    Скоро этих стран будет 14. Россия уже на подходе к этому. Будет, к примеру, Милонов президентом и кабздец...

    ОтветитьУдалить
  3. Костя05.04.14, 20:06

    Если религия является государственной идеологией, то естественно, что государство будет всячески противодействовать нападкам на свою религию. Ведь государство - это идеологическая конструкция. Разрушая идеологию, можно разрушить и государство. Это хорошо иллюстрирует распад СССР, в котором марксистко-ленинское учение являлось той же религией. Поэтому атеизм, как деятельность, направленная против любой религии - это не что иное, как вражеская пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить устоявшиеся обычаи и порядок, внести смуту в общество, максимально ухудшить социально-экономическую ситуацию, сделать так, чтобы всем стало очень и очень х...ево. Если не хотите любить свою Родину, будете любить чужую. Фирма Black Water вас этому научит.

    ОтветитьУдалить
  4. Рано или поздно всё изменится, как менялось в веках. Находится момент и личность меняющая устои с ног на голову. Сотрутся границы, исчезнут распри и земля станет словно клетка организма. Страх перемен служил клеем, пока не наступал момент края пропасти, кризиса. Всё уже было и всё ещё будет. А слова: Родина, Страна, Своя, Чужая, Любить - просто порции сигнальной информации мотивирующей, т.е. пробивающей контрсуггестию - защиту от управления другим человеком. Это вечная борьба за эффективное поглощение энергии на остырье эволюции вселенной. Как бы это завышенно не звучало. Достаточно поменять масштаб и расширить обзор. А кто и что там выигрывает в борьбе уже не столь важно. Схемы поведения, шаблоны, ярлыки, знаки, предметы, стороны конфронтации, мы просто не можем без этого. Я не хочу никого любить, никого убивать, делить стороны, примыкать, подыгрывать, кидаться на амбразуру. Что на это скажешь?

    ОтветитьУдалить
  5. Деист05.04.14, 22:12

    Мощно. Начало неплохое, коммунизм со своей догматикой и обещаниями "светлого будущего" действительно мало чем отличался от религии.

    Теперь критика.

    "Поэтому атеизм, как деятельность, направленная против любой религии - это не что иное, как вражеская пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить устоявшиеся обычаи и порядок, внести смуту в общество, максимально ухудшить социально-экономическую ситуацию, сделать так, чтобы всем стало очень и очень х...ево."

    Не стоит путать причину и следствие. По настоящему стабильному государству не должна быть страшна никакая "вражеская пропаганда", никакие "пятые колоны" и никакие "национал-предатели". Если свобода информации и плюрализм создают угрозу государству - то такому государству грош цена! Там, где ухудшается социально-экономическая обстановка, создаются предпосылки к недовольству, а не наоборот.
    И страшилки про демоноподобных американских наёмников это тоже лишь способ уйти от ответственности, а не решить проблему.

    ОтветитьУдалить
  6. Атараксия05.04.14, 23:22

    Привет. Скептики, атеисты, здравомыслящие, дайте совет, пожалуйста. Неизлечимо болен. Не хватает смелости, мужества для того, чтобы прекратить быть.

    ОтветитьУдалить
  7. Все мы умрем, так стоит ли торопиться?

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый Фей06.04.14, 11:15

    Может Вы просто пообщаться хотите, а не узнать как на "завершить работу" отважиться? Наверное , не стоит такие темы развивать, а то и до статьи УК можно досоветоваться, есть там , про " доведение до..."
    P.S. Как то , простите, Ваш ник с поставленным вопросом не стыкуется.

    ОтветитьУдалить
  9. Святая корова06.04.14, 11:34

    """атеизм, как деятельность, направленная против любой религии - это не что иное, как вражеская пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить устоявшиеся обычаи и порядок, внести смуту в общество, максимально ухудшить социально-экономическую ситуацию, сделать так, чтобы всем стало очень и очень х...ево""" - отрывок надо приводить полностью, чтобы комментарий не потерял смысл, даже частично.

    Вопрос - Есфирь и её соплеменники, замочившие 75000 (?) персов - были атеистами? Христос восставший против ортодоксов, за что был зверски наказан (поди не зря) - был атеистом?

    А вот наше время - http://www.ua-pravda.com/portret-bez-ramki/ot-amvona-do-maydana.html

    Где здесь разрушающий государственность атеизм??? Вот отрывок из статьи если кому вдруг интересно:

    ""Вообще первую молитвенную палатку установили на майдане 5 декабря единоверцы Александра Турчинова – баптисты. Как пояснил «Религиозно-информационной службе Украины» проректор «Украинской евангельской семинарии богословия» Олесь Дмитренко, скиния сия «призвана объединить всех неравнодушных верующих, которые решили присоединиться к протестам». Пастор Олег Магдыч в ней не просто проповедовал, но даже пророчествовал – о сценариях развития событий. Жгли глаголом «праведные христиане» и «церковных лидеров» (это явно касалось Украинской православной церкви Московского патриархата, которые «будут вынуждены ответить на вопрос: на кого они на самом деле работают – на «совок» или же ее лидеры независимы»).

    Лютеране же поддерживали путч не пророчествами, но колокольным звоном «в ответ на попытку силового подавления гражданского протеста» (речь идет о «зачистке» правительственного квартала 11 декабря).

    24 января Совет протестантских церквей, хоть и признал наконец (после «коктейлей Молотова» и сооружения катапульт) «насилие со всех сторон общественно-политического противостояния», но причиной тому назвал исключительно «злоупотребление властью и силой», а потому призвал власть«услышать призывы к мирному урегулированию конфликта». Когда же она пошла на беспрецедентные уступки террористам в виде т. н. «Закона об амнистии», лидер пятидесятников Михаил Паночко, вместе с коллегами Денисенко и Шевчуком, потребовал вдобавок «закрытия представителями государства по всем участникам протестов уголовных производств и отмены взысканий, связанных с массовыми акциями» еще прежде того, как майдан выполнит свои пункты соглашения. Показательно, что требование это было опубликовано на сайте «Рады майдана».

    Представители протестантских конфессий регулярно участвовали в общих с униатами, католиками и раскольниками молебнах в поддержку майдана, тогда как на «антимайдане» никто из них замечен не был.""



    Разве атеизм располагает столь внушительным материальным и пропагандистским ресурсом? Хочу заметить что на уровне государственного аппарата никто не отстаивает и не поддерживает атеизм.


    Так может личные обидки имеют место?

    ОтветитьУдалить
  10. Святая корова06.04.14, 16:11

    А вот интересная находка в интернете, косвенно (а может и прямо) подтверждающая наличие жертвоприношений у иудеев. Речь идёт о украинской народной песне "Ехали казаки" http://www.youtube.com/watch?v=PeGsuW6pK7c

    Вначале вариант песни с привычным текстом:

    Ихали козаки из Дону до дому,
    Пидманули Галю, забрали с собою.

    Ой ти, Галю, Галю молодая,
    Пидманули Галю, забрали с собою.

    Поидёме з нами, з нами, козаками ,
    Лучче тоби буде, як в риднои мами.

    Ой ти, Галю, Галю молодая,
    Лучче тоби буде, як в риднои мами.

    Везли, вели Галю тёмными лисами,
    Привязали Галю до сосни косами.

    Ой ти, Галю, Галю молодая,
    Привязали Галю до сосни косами.

    Робрелись по лису, назбирали хмизу,
    Пидпалили сосну од гори до низу.

    Ой ти, Галю, Галю молодая,
    Пидпалили сосну од гори до низу.

    Горить сосна, горить, горить и пылае,
    Кричить Галя криком, кричить-промовляе,

    Ой ты, Галя, Галя молодая,
    Кричить Галя криком, кричить-промовляе:

    «Ой, хто в лиси чуе, нехай той рятуэ,
    Ой, хто дочок мае, нехай научае».

    Ой ты, Галя, Галя молодая,
    Ой, хто дочок мае, нехай научае.

    «А хто дочок мае, нехай научае —
    Тёмнои ночи гулять не пускае».

    Ой ты, Галя, Галя молодая,
    Тёмнои ночи гулять не пускае.

    Обизвався козак: «Я в поли ночую,
    Я твий голосочок здалека почую».

    Ой ты, Галя, Галя молодая,
    Я твий голосочок здалека почую.

    Обизвався козак: «Я в поли пахаю,
    Я твий голосочок здалека пизнаю».

    Ой ты, Галя, Галя молодая,
    Я твий голосочок здалека пизнаю.

    Правда похоже на жуткий бред?! А теперь оригинальная песня без переделки на русском:

    Ехали хазары с Дона и до дома,
    Сговорили Галю поехать с собою:

    "Ой, ты, Галя, Галя молодая",
    Сговорили Галю поехать с собою:

    "Едем, Галя, с нами, мудрыми жидами,
    Будешь жить получше, чем у родной мамы".

    Не слушает батьку Галя молодая,
    На возу с жидами смело восседает.

    Повезли те Галю пыльными путями,
    Кручами-ярами, тёмными лесами.

    Распинали Галю жирными руками,
    Привязали, бедну, да к сосне косами.

    А под ноги Гале хворост накидали,
    От верха до низа сосну зажигали.

    Сосна догорает, Галя призывает:
    "Ой, кто слышит, знает, пусть меня спасает".


    Казаки слыхали, к лесу прискакали -
    Жидов побивали, Галю выручали.

    У кого есть дочки, пусть их учит точно.
    С жадными жидами шляться не пускает.

    Сразу появился и сюжет и смысл. Так что берегите дочек от хазар!

    ОтветитьУдалить
  11. Костя06.04.14, 17:56

    Не слушайте мудаков, Вам сюда:
    http://www.boleem.com/main/smysl?id=281

    ОтветитьУдалить
  12. Костя06.04.14, 18:00

    <> Я скажу, что твоя жизнь бессмысленна. Если ты никого не любил, и ничем ради любви не жертвовал, то что ты жил, что не жил - один хрен.

    ОтветитьУдалить
  13. Костя06.04.14, 18:10

    А в чем проблема? Проблема в том, что в этом сраном интернете - изобретении американцев, стало модным ругать свою страну, своего президента, свою культуру и традиции. Что, легкой жизни захотели? Не бывает легкой жизни. Жизнь сложная штука, и ее трудности и невзгоды надо стойко переносить. А кто к этому не способен, тот дешевый гондон.

    ОтветитьУдалить
  14. Николай Ковалёв06.04.14, 18:39

    >>По настоящему стабильному государству не должна быть страшна никакая "вражеская пропаганда", никакие "пятые колоны" и никакие "национал-предатели".



    Для меня это звучит примерно, как "хорошему организму никакие вирусы или глисты не страшны, а плохой пускай подыхает".

    ОтветитьУдалить
  15. А.М.Крайнев06.04.14, 18:52

    А ещё лучше - их вообще не читать...

    ОтветитьУдалить
  16. А.М.Крайнев06.04.14, 19:10

    Совета не дам. Увы, бывают ситуации, когда человеку никто не в состоянии дать совет. Порой, приходится учиться самостоятельности и на самом последнем жизненном рубеже.
    Приведу информацию не совсем по теме вопроса, но близко - здравомыслящие люди понимают, что их уход из жизни неизбежен...

    "Последняя воля Бориса Натановича Стругацкого исполнена: сегодня, 5 апреля 2014 года, в 14.05 мы развеяли его прах и прах его жены, Аделаиды Андреевны Стругацкой, над Пулковскими высотами.
    Борис Натанович ушел 19 ноября 2012 года, Аделаида Андреевна — 20 декабря 2013 года.
    БНС завещал развеять его прах над Пулковом, но после его ухода Аделаида Андреевна (она уже была тяжело больна) сказала «пусть подождет меня».
    Ждать пришлось увы, недолго — один год, один месяц и один день.
    В Пулковскую обсерваторию (где много лет работал БНС, и где он познакомился с Аделаидой Андреевной) мы приехали вместе с его сыном Андреем, его женой Светланой, друзьями семьи, и учениками БНС. Были Андрей Измайлов, Анастасия Монастырская, Юрий Флейшман, Сергей Арно, Николай Романецкий, Антон Молчанов (Ант Скаландис) и другие.
    Прах БНС и его жены был перемешан — чтобы они воссоединились, — и развеян нами с Андреем Измайловым со смотровой площадки главного купола Пулковской обсерватории.
    Потом мы поехали домой к БНС — немного посидели и вспомнили их с Аделаидой Андреевной.
    Церемонии закончены. Осталась память. Остались книги. Остались ученики.
    Уже приняты решения о том, чтобы назвать именем братьев Стругацких площадь на пересечении Московского проспекта, улицы Фрунзе и улицы Победы, рядом с его домом, и установить на доме мемориальную доску.
    Вы всегда с нами, Учителя — Аркадий Натанович и Борис Натанович.
    Мы помним, о чем вы предупреждали:
    «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные».
    И помним, что вы завещали:
    «Тысячелетия глядят на нас с надеждой, что мы не озвереем, не станем сволочью, рабами паханов и фюреров»."

    ОтветитьУдалить
  17. А.М.Крайнев06.04.14, 19:13

    Прошу прощения, забыл дать ссылку:
    http://www.echo.msk.ru/blog/boris_vis/1294246-echo/

    ОтветитьУдалить
  18. >Я скажу, что твоя жизнь бессмысленна.
    >что ты жил, что не жил - один хрен >бессмысленно



    Грех тогда жаловаться на бинарные оппозиции своей жизни, раз они так нужны для ощущения себя живым. Люби всё, подставляй вторую щёку, ощути превосходство над неживым и таким бесчувственным как я, объяви своим врагом, встрой в шаблон своего мировоззрения, оттолкнись и скажи "нихачуууу!". Всё что не делает человек, он делает на отрицании - энергии дьявола, энергии разрушения. Не хочет умирать, и так разрушает другое живое, хочет большее и преуспеть - разрушает другие жизни слабее. Всё нутро этого мира на "костях" другого. Да ради своего Б-га пожалуйста оскопляйся, бичуйся, умирай и воскресай, а другие, не такие как ты, пусть сами выбирают умирать или жить по собственной воле.

    ОтветитьУдалить
  19. Жизнь сложная штука, и ее трудности и невзгоды надо стойко переносить. А кто к этому не способен, тот дешевый гондон.


    Интересно чего это ребятам (на картиночке) не нравилось ходить в ошейнике и выполнять прихоти "дорогих" гондонов? Погугли как образовывались государства и раздели наконец государство и родина.

    ОтветитьУдалить
  20. Атараксия06.04.14, 21:33

    Спасибо за отклики. Постараюсь в ближайшее время через Алексея Козлова (если он согласится, разрешит) опубликовать на этом сайте в виде письма мои ощущения, представления. Хочу поделиться мыслями. я стараюсь быть скептичным, мыслить критично.

    ОтветитьУдалить
  21. - Я не хочу никого любить, никого убивать, делить стороны, примыкать, подыгрывать, кидаться на амбразуру. -


    Ну, насчет "никого не любить" - это напрасно. Нельзя вот просто так взять - и никого не любить... Если не "кого-то", то "что-то" человек любит обязательно и всегда, ибо любовь лежит в основе всей высшей психической деятельности и является основной мотивацией всех человеческих поступков.


    А вот насчет всего остального... то можно никого не убивать, не делить стороны, ни к кому не примыкать, никому не подыгрывать и не кидаться на амбразуры... Это хороший путь. Может быть, даже самый лучший. Можно вообще отвернуться лицом к стене и просидеть так не двигаясь девять лет


    Но (почти) все тесты ты (подсознательно) все равно уже прошел, на все вопросы ответил, все плюсы и минусы расставил, в системе "добро"-"зло", как мог, разобрался, приоритеты в системе ценностей определил, выбор для себя сделал... Вот за этот свой выбор ты и будешь отвечать, когда придет время.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]