18 августа 2014 г.

История настоящего "Ноева ковчега"

В свежем номере журнала "Наука в фокусе" (№7-8 за 2014 год) опубликовано интервью с сотрудником Британского музея, специалистом по древней истории Ближнего Востока и автором книги "Ковчег до Ноя" Ирвингом Финкелем, рассказавшем о результатах изучения вавилонской таблички, написанной около 1750 г. до н.э. и сохранившей сведения о постройке прототипа библейского корабля-ковчега. При этом ученый придерживается мнения о том, что вавилонская история о потопе могла иметь реальные основания (конечно же, не в таких глобальных масштабах), однако с течением времени обросла мифами и в конечном итоге перекочевала в Библию, превратившись в известную всем легенду о всемирном потопе.

Даже те, кто не ходил в воскресную школу, знают, как выглядел Ноев ковчег. Новый голливудский фильм «Ной» еще больше укрепляет привычные представления. Вы считали, что ковчег — это длинный деревянный корабль с заостренным носом и большим домом на палубе? Ничего подобного. По крайней мере, так утверждает в своей книге «Ковчег до Ноя» Ирвинг Финкель, специалист по истории Ближнего Востока из Британского музея. Переведя древнюю версию истории о всемирном потопе, найденную на глиняной клинописной табличке, Финкель обнаружил инструкцию, как построить ковчег. Открытие само по себе выдающееся, но особенно интересно, что описанный в тексте корабль — круглый.

Все знают историю о потопе, Ное и животных, но ведь эта табличка старше Библии?

Как известно, в Вавилоне была своя версия мифа о потопе. Ее обнаружили на глиняных табличках еще в 1872 году здесь же, в Британском музее. В свое время это произвело настоящий фурор среди христианских и иудейских богословов, изучавших Библию. Параллели между новой находкой и библейским текстом были настолько очевидны, что трудно усомниться в их связи. С тех пор было найдено еще множество табличек разных периодов. Некоторые дошли до нас целиком, от других остались только фрагменты. И наконец, наша последняя табличка, одна из древнейших: она написана около 1750 года до н. э.

Чем же еще, помимо возраста, примечательна эта табличка?

Из нее следует, что вавилоняне представляли себе ковчег как коракл — круглую и легкую плетеную плоскодонную лодку Это оказалось полной неожиданностью, ведь, по библейскому описанию Ноев ковчег — нечто вроде длинного корабля. Такое представление прочно укоренилось в нашем сознании, и внезапное появление этой лодки в тексте поначалу шокирует. Дешифруя слова на табличке, вы попросту сбиваетесь с толку и думаете: «Что же это за чертовщина?»

Кораклы были распространены в то время, когда написана табличка?

В Ираке строили кораклы с древнейших времен до самой середины XIX века. На фотографиях 1920-х годов они во множестве видны у речных берегов. Их использовали как такси. Чтобы перебраться через реку с двумя дочерьми и парой коз, достаточно было нанять паромщика на коракле. Коракл хорош тем, что он легкий, плавучий и полностью водонепроницаемый, то есть, по сути, непотопляемый. Именно такие качества требовались Ноеву ковчегу Он должен быть плавучим, но ему не требуется никуда плыть, в отличие от целенаправленно движущегося корабля с носом и кормой. Ковчегу нужно просто держаться на плаву как пробка, пока вода не спадет. Но что совсем уж неожиданно — в табличке описано, как он был построен, указаны все размеры, даже количество битума и канатов. И приведенные цифры, конечно, слишком велики для коракла, но при этом очень точны.

Постройка коракла в 1920-х годах

Получается, табличка — это набор инструкций? Или всё же описание действительно случившегося события?

Что ж, хороший вопрос. Ответ не вполне однозначен. Как мне представляется, история о потопе имеет реальные основания, ведь Ирак расположен вдоль больших рек и часто подвергается наводнениям. Тому есть много исторических свидетельств. Я думаю, всё началось с того, что на территорию Ирака, или Месопотамии, когда-то в далеком прошлом обрушилось цунами. Возможно, сразу много деревень смыло прямо в залив, и это событие навсегда осталось в памяти народа.

Затем история постепенно обросла мифом. И думаю, что все эти технические детали — вовсе не инструкция для тех, кто собирается построить себе ковчег. Насколько я понимаю, странствующие рассказчики издавна передавали из уст в уста повествование о потопах — о гневе богов, о спасении в последний момент, о самом наводнении и последующем заселении мира. Это классическая, главная тема их мифологии, и, судя по клинописным табличкам, она сформировалась еще до появления письменности.

Так зачем же нужна такая детальная информация?

Наша захватывающая повесть выстроена вокруг божественного вмешательства и корабля, но надо помнить, что ее аудитория состояла в основном из лодочников, рыбаков и строителей кораклов. Представьте: вся деревня собралась и зачарованно следит за этой драмой в духе фильмов с Брюсом Уиллисом, и тут рассказчик, изображая бога, громогласно произносит: «Ты должен построить лодку!» И если он просто скажет: «Самую большую лодку в мире», слушатели обязательно спросят: «Ну и как же она выглядела?» Как только возникают все эти вопросы: а какая именно лодка? а насколько большая? — ни заинтересованной аудитории, ни рассказчику уже никуда от них не деться.

Со временем любопытство должно было только нарастать, а разрешилось оно, как мне кажется, очень просто. Какой-нибудь школьный преподаватель, готовивший профессиональных писцов, учил детей практическим вычислениям в духе «сколько кирпичей потребуется для стены». И однажды он предложил ученикам задачу: «Как известно, ковчег — это круглый коракл. Предположим, что его площадь — 3600 м2, а высота стен — 6 м. Сколько канатов понадобится для постройки, если их диаметр — один дюйм?» Именно такого рода задачи мы находим на математических табличках; будущие писцы должны были в совершенстве уметь их решать. Коракл по форме напоминает пончик, и если знать высоту стен и толщину каната, по чертежу можно рассчитать необходимую длину канатов.

Заметим, что на табличке, найденной в 1872 году, записана гораздо более длинная версия мифа, при этом детальная информация о материалах для ковчега сведена к минимуму. Но я уверен, что изначальный вариант уделял намного больше внимания подготовке к потопу и постройке ковчега, потому что слушатели сами изготавливали кораклы и считали все технические подробности важными и занимательными. Со временем миф попал в более урбанизированную среду, и конечно, в столице Ассирийской империи никого не интересовали такие детали, поэтому они постепенно исчезли из рассказов.

Мог ли такой суперкоракл выдержать семью и несколько животных?

Я нашел фотографию коракла с тридцатью человеками на борту, так что это возможно. Сейчас как раз снимают документальный фильм о специалистах по древнему судостроению, которые пытаются точно воспроизвести ковчег по описанию. Они наняли рабочих, подготовили материалы и рассчитали размеры, прочность и грузоподъемность с помощью компьютерных моделей. И вскоре пришли к выводу, что невозможно построить коракл такого размера, как указано в табличке, — с половину футбольного поля. При таких гигантских масштабах его конструкция просто не выдержала бы нагрузок. Поэтому пришлось уменьшить ковчег настолько, чтобы при использовании традиционных методов постройки он всё же получился достаточно прочным. В результате он оказался в 2-3 раза меньше.

То есть, скорее всего, вавилоняне никогда не пытались построить такой корабль?

Не думаю, что в древности кто-нибудь пытался построить коракл такого размера. Люди принимали саму мифологическую тему ковчега, не особо задумываясь над ней. Конечно, они проводили всю жизнь рядом с лодками и потому интересовались деталями. Именно в повествовании появилось столько подробностей, но я не думаю, что слушателям когда-либо приходила в голову мысль воссоздать ковчег. Главное, чтобы сама концепция их устраивала.

Есть ли вероятность, что Ной или другой подобный персонаж действительно существовал?

Согласно Библии, весь мир безнадежно погряз в пороке и только Ной мог спасти его. В вавилонском мифе потоп случился не потому, что люди были грешны. Они, скорее, просто много шумели и очень надоели богам своей вечной суетой. Это два совершенно разных мира, и психологически, и поэтически.

Представлять Ноя как мужика в сандалиях, с бородой и моряцкой походкой или считать эту историю символическим изображением бренности человечества перед лицом Бога — дело вкуса. Вся история о том, как силы природы и божья воля могут уничтожить весь мир, и о том, что иногда достаточно единственного человека, чтобы отвратить гнев Бога. Это важнейшая религиозная и философская идея, и для нее абсолютно несущественно, был ли на самом деле Ной или кто-то похожий на него тысячей лет раньше. Для меня гораздо важнее мощь этой истории: она оказывает незабываемое воздействие на читателя — ив древней Вавилонии, и в Библии, где обретает совершенно новый смысл.

48 комментариев:

  1. Поль Обноскин18.08.14, 10:00

    Согласно Библии, весь мир безнадежно погряз в пороке и только Ной мог спасти его. А потом Ной: "Нажрался и ударил лицом в грязь (Б.Г *человек из Кемерова*)"

    ОтветитьУдалить
  2. А знаете что мне верунишки оргументируют на вопрос а как-же там столько животных поместилось,так-дык это генитические копии их (вот) я а узколобый что в серьез думал что он живых зверей вез?))))- постойте а ка-же голубь,

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю эта новость не коим образом не смутит веру нащих друзей в чудеса,да она просто и не дойдет до них,так как источником инфы для них служат:рот попа и собственные ужи со свисающими макаронами.И как я предпологаю что хоть завтра найдутся неоспаримые факта что библия миф а иса некогда не было религия врядтли протянет ноги а веруны верить

    ОтветитьУдалить
  4. Поль Обноскин18.08.14, 13:02

    Думаю эта новость не коим образом не смутит веру наших друзей в чудеса
    Год назад смотрел фильм про туринскую плащаницу и там протестантский "богослов" именно так и сказал:"Даже если неоспоримо докажут, что плащаница фальшивая, то мы все равно будем верить что она настоящая"... Именно для таких придурков (веруны всех конфессий) и написаны басни про хождение по воде, вознесение, воскресение., оживление, превращение... Очень умный и грамотный психолог написал эти басни и подсунул вовремя черни, чтобы можно было ее стричь, и чтобы она не брыкалась во время стрижки а была довольна.

    ОтветитьУдалить
  5. полностью согласен!!!

    ОтветитьУдалить
  6. А.М.Крайнев18.08.14, 15:24

    О плащанице см. у меня на сайте:
    В.Г.Сурдин:
    http://razumru.ru/atheism/science/surdin.htm
    http://razumru.ru/atheism/science/surdin02.htm

    Первая - популярное изложение.
    Вторая - та же статья и того же автора, в немного более "учёном" изложении.

    ОтветитьУдалить
  7. Поль Обноскин18.08.14, 15:32

    А это, часом, не тот В.Г. Сурдин, который из ГАИШ(а)?
    Если тот, то я у него в Политехническом 2004-2005 слушал цикл лекций по Астрономии: "Вселенная. Галактики. Солнечная Система".

    ОтветитьУдалить
  8. Поль Обноскин18.08.14, 15:53

    А насчёт плащаницы я себе уже давно ответил на этот вопрос благодаря писателю фантасту Артуру Кларку.
    Там изображен, как впрочем, он же ее и "сотворил" Великий Леонардо. Получается что верующие всех мастей преклоняются в молитвенном экстазе и ползают на брюхе перед изображением Великого Атеиста Средневековья. Хотя, впрочем, так им и надо, ведь у них сознание перевёрнуто и искажено, они подделки не чувствуют, наоборот, жаждут её. Ну да и шут с ними...

    ОтветитьУдалить
  9. Вспомнилось кстати. Смотрел как-то фильм о параллелях библии и народных преданий. Была в нём одна история, пересказанная этнографами. Ссылок - никаких, особых доказательств - тоже, одно лишь народное предание.
    Жил в добиблейские времена на территории нынешнего Ирака купец по имени Ной. Занимался он тем, что брал в долг различные товары (скот, зерно, пиво), перевозил их по Ефрату аж до моря (Персидского залива), продавал, а выручку делил по возвращению с кредиторами. Жаден был этот Ной, и чтобы брать больше товара за раз, он построил огромное (по тем временам) судно (ковчег). В постройку он вбухал всё своё имущество, продал даже дом, так что его семья также жила на ковчеге. Дело шло, пока однажды, он не вышел с обычным грузом, а через пару дней наутро не обнаружил, что река разлилась и берегов не видно. Есть предположение, что ковчег ночью вынесло в море, где он и болтался несколько недель, пока не прибило его к берегу где-то в Аравии. Товар, понятное дело, был частично испорчен, частично съеден, так что к своим кредиторам Ной решил не возвращаться, поскольку тогда бы, по закону, ему и его семейству был бы прямой путь в рабство. Останки огромного корабля на берегу ещё долго удивляли экипажи проплывающих судов, а "на родине героя" осталась поговорка "Жадный как Ной".
    Может, кто тоже видел этот фильм и название вспомнит.

    ОтветитьУдалить
  10. Поль Обноскин18.08.14, 18:12

    Не понимаю одного. Почему те, кто ищет этот дурацкий ковчег ищут его у горы Арарат? Ведь все эти "ищущие" изучают материал перед поисками, а следовательно понимают, что вся эта "комедия" с ковчегом украдена у Гильгамеша (более чем 1500 лет раньше Моисея с его писульками, который и тиснул эту историю у чужой религии). Не может его там быть, на Арарате (если он, конечно, и был на самом деле).

    ОтветитьУдалить
  11. Поль Обноскин18.08.14, 20:46

    Да, пусть ищут...
    А ведь ищут-то от праздности. А деньги берут у налогоплательщиков. Попов нынче кормим и этих социальных паразитов тоже. Что те, что эти - праздные люди...

    ОтветитьУдалить
  12. А.М.Крайнев18.08.14, 23:01

    //А ведь ищут-то от праздности.//
    Это - не наши проблемы.

    //А деньги берут у налогоплательщиков.//
    Нет, не они берут. Им кто-то эти деньги даёт. Вопрос - кто? Понятно, кто - тот, кто распоряжается НАШИМИ деньгами. А кто это конкретно?...

    //Попов нынче кормим и этих социальных паразитов тоже.//
    Не мы кормим. За наши деньги и попов, и себя кормят... те, кто нашими денежками распоряжается. Кто конкретно? - Вопрос риторический...

    Анекдот брежневских времён.
    Лозунги: "Всё - для человека!" "Всё для блага человека!" Чукча читает и приговаривает про себя: и я даже знаю, как зовут этого человека...

    ОтветитьУдалить
  13. верующий26.08.14, 15:31

    Вранье. В гос. бюджетах всех уровней нет статьи расхода "на религию". Религ. организации содержатся за счет пожертвований верующих.

    ОтветитьУдалить
  14. верующий26.08.14, 15:47

    Идея атеизма заключается в том, что можно жить игнорируя Божьи заповеди и тебе за это ничего не будет. Вот только идея эта бездоказательна. Чтобы "перестать волноваться и наслаждаться жизнью" нужны гарантии того, что такое поведение тебя не приведет в Ад. Никто таких гарантий, естественно, дать не может, так что лозунг, вывешенный в заголовке сайта - обычная ловушка. Да и сам сайт представляет из себя бесовский театр. Все эти глупые статьи и комменты служат лишь для развлечения бесов нижнего уровня.

    ОтветитьУдалить
  15. А.М.Крайнев26.08.14, 15:58

    //В гос. бюджетах всех уровней нет статьи расхода "на религию".//
    Да, статьи нет. Значит - тайно ВОРУЮТ!

    ОтветитьУдалить
  16. А.М.Крайнев26.08.14, 16:03

    //...нужны гарантии того, что такое поведение тебя не приведет в Ад.//
    Хм, может быть, может быть... если... таковое заведение существует. Но вот по части существования с доказательствами пока слабовато-:)

    ОтветитьУдалить
  17. верующий26.08.14, 16:07

    Докажите это.

    ОтветитьУдалить
  18. верующий26.08.14, 16:12

    Есть свидетельства людей, которые попадали в Ад. Можете им не верить, но тогда сами убедитесь. Просто живите, как живете, делайте то, что делаете и придете в Ад прямой дорогой.

    ОтветитьУдалить
  19. А.М.Крайнев26.08.14, 16:23

    //Докажите это.//
    Это - обязаность прокуратуры.
    А моё суждение имеет статус гипотезы-:)
    Впрочем, полагаю, что участники могут накидать массу ссылок, в которых будут ЯВНО указаны конкретные факты финансирования религиозных структур из бюджетов разных уровней. Мне лень...

    ОтветитьУдалить
  20. А.М.Крайнев26.08.14, 16:26

    //Можете им не верить...//
    А я - вообще неверующий. Не верю даже тем, которые свидетельствует, что ада нет-:)

    ОтветитьУдалить
  21. верующий26.08.14, 16:33

    >>Мне лень...
    Этим все сказано. Вас хватает только на ленивый троллинг.

    ОтветитьУдалить
  22. А.М.Крайнев26.08.14, 16:39

    Так, я из бюджета прокурорским зарплату плачу. Вот, пусть и доказывают-:)

    ОтветитьУдалить
  23. верующий26.08.14, 16:49

    Нет, это Вы, обратившись в прокуратуру, должны предъявить доказательства нарушения закона. Только тогда прокуратура возбудит уголовное дело. А бездоказательные заявления прокуратура не рассматривает.

    ОтветитьУдалить
  24. А.М.Крайнев26.08.14, 17:09

    Нет, моя задача - вовремя сообщить, т.е. сделать заявление. Информация в СМИ - это уже заявление, на которое прокуратура обязана отреагировать.
    Далее - прокуратура обязана начинать отрабатывать свою зарплату. Впрочем, если уличит меня или СМИ в намеренной клевете, то может привлечь к ответственности.
    А добывать доказательства я вообще не имею права: частный сыск без лицензии - преступление. Даже частный сыщик с лицензией имеет очень ограниченный круг возможностей.

    ОтветитьУдалить
  25. верующий26.08.14, 17:43

    А какое Ваше заявление? Намек на то, что кто-то что-то чего-то украл? За абстрактное воровство не сажают. Давайте конкретные эпизоды.

    ОтветитьУдалить
  26. А.М.Крайнев26.08.14, 17:58

    Так я никаких заявлений и не подавал. Пусть прессу читают и, в соответствии с законом, реагируют на сообщения прессы.

    ОтветитьУдалить
  27. Иван Иванов26.08.14, 18:00

    \\ Религ. организации содержатся за счет пожертвований верующих.\\

    Вот кушай
    http://www.cnlnews.tv/2011/03/05/cloister/
    http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20131118205003.shtml
    http://hramnagorke.ru/world/4256/

    ОтветитьУдалить
  28. верующий26.08.14, 18:15

    Отреставрировать храм, как памятник архитектуры, государство может, но и только. А дальнейшее его содержание все равно ложится на плечи верующих. Зарплату попам из бюджета никто не платит.

    ОтветитьУдалить
  29. Крайнев,не вы ли мне давали замечательную ссылку,на количество посещяемости храмов,2-3% в лутьшем случае(естественно с такой посещяемостью окупатся только на пожертвование, бред),выложите ее пожалуста ,так вы охладите пыл веруна и мне поможете,так как я ее потерял.

    ОтветитьУдалить
  30. верующий26.08.14, 18:25

    А почему не надписи на заборе? Тоже средство самовыражения.

    ОтветитьУдалить
  31. верующий26.08.14, 18:33

    Зайдите в любой храм на воскресную службу - народу полно. Свои представления о жизни я черпаю не из интернета.

    ОтветитьУдалить
  32. Черпай не захлебнись, я тоже был воцековлен если что.,да в восресную службу и по праздникам народу много,но одними воскресеньями сыт не будешь,вот выложит крайнев ссылку,тогда и делай выводы ,там официальная статистика.

    ОтветитьУдалить
  33. А.М.Крайнев26.08.14, 18:47

    http://www.religiopolis.org/news/7627-pasha-v-tsifrah.html
    Результаты даже самых лояльных подсчетов свидетельствуют, что количество людей, подтверждающих свою принадлежность к Русской православной церкви хотя бы раз в год, не меняется на протяжении 2000-х годов и составляет не более 10% в самых «православных» регионах. На остальной территории страны число «практикующих» православных не выходит за рамки статистической погрешности – 2-4 % (в Москве, например, этот показатель в нынешнем году составил менее 3%, хотя ГУ МВД учитывало и участников субботних «мероприятий», т.е. зашедших освятить куличи).

    ОтветитьУдалить
  34. верующий26.08.14, 18:50

    Ссылка, на которую Вы надеялись, говорит о 2% практикующих верующих среди всего населения, что в абсолютном выражении около 3 миллионов человек - число не маленькое. А что расцерковились то, если не секрет?

    ОтветитьУдалить
  35. А.М.Крайнев26.08.14, 18:50

    По ссылке - статистика МВД, т.е., казалось бы, - самая непредвзятая. На самом деле и здесь есть натянутость.
    http://www.religiopolis.org/news/7627-pasha-v-tsifrah.html

    ОтветитьУдалить
  36. А.М.Крайнев26.08.14, 18:52

    //А почему не надписи на заборе?//
    Законом не предусмотрено.
    А вот на публикации в СМИ прокуратура ОБЯЗАНА реагировать по закону.

    ОтветитьУдалить
  37. А что расцерковились то, если не секрет?

    Не вижу надобности отвечать,тау как история долгая да и опять начимнать этот боян не хочу и к том-уже я уже давал ответ в ранних коментариях,если интересно ишите в профилеO.K

    ОтветитьУдалить
  38. верующий26.08.14, 19:00

    Дайте ссылку, где приводится пример нарушения закона. Какой закон, где и кем был нарушен?

    ОтветитьУдалить
  39. верующий26.08.14, 19:05

    Разве без Бога жить лучше? Проблемы те же, только вопросов больше.

    ОтветитьУдалить
  40. чел не поверишь так свободно и естественно я себя не когда не чувствовал.

    ОтветитьУдалить
  41. А.М.Крайнев26.08.14, 19:09

    Лучше всего жить с богом Посейдоном...

    ОтветитьУдалить
  42. верующий26.08.14, 19:13

    А смысл жить без Бога? Зачем тогда жить, если не будет воздаяния за твои земные труды? Что делать, например, если ты не богатый и здоровый, а бедный и больной?

    ОтветитьУдалить
  43. верующий26.08.14, 19:15

    Посейдон не умирал за наши грехи...

    ОтветитьУдалить
  44. чел ты реально думаюш что тебе кто-то за что-то воздаст,)))) ))живи реальным,трудись,созидай тебе эього мало,нет все не вижу смысла дальше продолжать разговор

    ОтветитьУдалить
  45. верующий26.08.14, 19:25

    Я считаю Ад и Рай реальностью, в которой каждый убедится в свое время.

    ОтветитьУдалить
  46. Иван Иванов26.08.14, 19:33

    Большой вопрос, что считать памятником. Почему в понятие содержания не входит понятие реставрация? Если памятник является СОБСТВЕННОСТЬЮ РПЦ то его содержание, ремонт и реставрация должна производится на деньги РПЦ, а ни как не государственные. Дальше, если бы вы удосужились просмотреть все ссылки то обнаружили бы, что речь идет не только о реставрации, а о каких то мифических программах "укрепления российской нации" "борьбы с наркоманией" и пр. И это всего лишь просто три первые попавшиеся ссылки выданные гуглом по запросу финансирование церкви государством.А если вспомнить программу московского правительства по строительству 200 храмов пешей доступности в москве, это тоже на деньги верующих? Не надо лохматить бабушку.

    ОтветитьУдалить
  47. А.М.Крайнев26.08.14, 20:55

    Можно вспомнить ХХС, на который было истрачено 2_млрд "зелёных" в те времена, когда годовой бюджет всей страны составлял от 20 до 40_млрд долл., т.е. - это ~5-10% годового бюджета_РФ!
    Только братия З.Церетели получила за разрисовку всей той мишуры около 600_млн долл. Ну, наверное, что-то из этой суммы потратили на малярные краски, гипс, цемент и пр.

    ОтветитьУдалить
  48. Иван Иванов26.08.14, 21:27

    Еще например введение ОПК в школьных заведениях. А
    это в свою очередь разработка учебников,
    их печать, обучение учителей, оплата часов преподавания.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]