16 сентября 2014 г.

Храмы раздора. Религия шаговой доступности

Московские власти объявили о кардинальном пересмотре программы строительства православных храмов в столице. С учетом присоединенных территорий Новой Москвы в ближайшие годы в городе построят не 200, а 380 храмов шаговой доступности. Кому и зачем понадобилось столько церквей? Кто будет в них служить, и почему ради них горожан лишают скверов и парков? Ответы на эти вопросы ищут сейчас москвичи, выступившие против церковной застройки.

Активно строить храмы в городе решили в 2010 году. Тогда патриарх Кирилл заявил, что Москва находится на последнем месте среди всех регионов страны по числу храмов на душу населения. По задумке властей, любой москвич должен иметь церковь в радиусе километра от дома.

«Но это туалет и хлебный магазин должны быть в шаговой доступности, а не храм. Храм вообще не место интенсивного спроса и мгновенного потребления», — комментирует инициативу Александр Афанасьев, член оргкомитета движения «За парк». Вот уже два года Александр вместе с жителями района ведет борьбу против незаконной застройки Ходынского поля. На территории будущего парка власти собирались построить храмовый комплекс, сопоставимый по масштабам с храмом Христа Спасителя. Причем возвести его хотели в непосредственной близости от жилых домов. Летом 2012 года там установили помост и крест, а люди, называющие себя общиной будущего храма, стали проводить в этом месте молебны и стояния, созывая под видом местных жителей активистов со всего города.

«Они собирали подписи за строительство храма, набрали восемь тысяч. Все бы хорошо, но собирали-то их по всей Москве. Активистов этих видели и на Тверской, и в других местах», — отмечает Афанасьев.

Местные жители писали заявления и обращения в управу, префектуру, мэрию, выходили на митинги против строительства храма. В 2012 году на мероприятие в защиту парка вышло почти две тысячи человек. После волны протестов храм перенесли подальше от домов, но от строительства все равно не отказались.

Аналогичные протесты против строительства храмов то и дело возникают и в других частях города.

Против возведения храмов протестуют в Кузьминках, Гольяново, Митино, Измайлово, Печатниках, Останкино... В большинстве случаев недовольство граждан вызывают не сами храмы или религия, а выбранные для строительства места. Из сотен первоначально выделенных под церковное строительство участков, 77 были расположены на территории природных комплексов — в скверах и парках.

«В программе остались только те, где в инициативном порядке выступили [поддержали] жители, будущие прихожане, муниципальная власть и которые соответствуют требованиям градостроительных регламентов комплексной застройки», — отрапортовал на заседании попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов советник мэра Владимир Ресин в апреле 2014 года.

Но несмотря на заверения властей, проблема остается. Многие жители продолжают выступать против конкретных объектов храмового строительства. Свою позицию горожане отстаивают на митингах, в одиночных пикетах и через длительную переписку с чиновниками.

Жители жалуются, что их мнения никто не спрашивает. Решение о размещении храмов должны обсуждаться на общественных слушаниях. Однако борцы за парки говорят, что слушания проходят практически подпольно, без участия местных жителей. Подписи на петициях за строительство также нередко собирают за счет привлечения мертвых душ. А порой о строительстве храма жители района узнают случайно. Так, например, прошлым летом жители Куркино узнали о строительстве храма в их районе лишь тогда, когда на будущую стройплощадку привезли бетонные плиты. А в Джамгаровском парке гуляющие неожиданно для себя обнаружили забор, за которым уже полным ходом шло строительство.

Муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский недавно выяснил, что один из новых храмов собираются строить в старой Москве, на территории уникального Сиреневого сада. Сейчас в парке идет благоустройство, высаживаются кусты сирени коллекционных сортов, но в случае строительства все улучшения вместе с выделенными на них деньгами пойдут псу под хвост, переживает депутат. Зачем нужен в Сиреневом саду храм, Барановский понять не может: в 500 метрах от него стоит старинная церковь, второе культовое сооружение расположено в 1,3 километра от сада. Еще один храм в рамках программы планируют возвести поблизости — в километре от сада, в сквере около кинотеатра «Енисей». С этим строительством активисты района пытались бороться два года. Но безуспешно — на данный момент храм спроектирован и согласован.

По словам Барановского, массовой поддержки строительство не встретило. «За храм ратовал отец Павел, которому храм отойдет, — вроде он в нашем районе живет. Пару человек я встречал на публичных слушаниях. Остальные «сторонники» приезжают из других районов. Это Кирилл Фролов, Дмитрий Энтео, которые ездят из района в район и устраивают показательные выступления», — рассказал депутат.

Глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов и религиозный активист Дмитрий Энтео — завсегдатаи митингов в поддержку программы «200 храмов» в разных районах города. Несколько раз они даже оказывались участниками потасовок с защитниками скверов. Так, в сентябре 2012 года сообщалось, что после митинга на Ходынке активисты Фролова избили двух волонтеров.

В свою очередь официальные представители РПЦ все обвинения отрицают и называют протест москвичей раздутым. «Есть кучка активистов, которые изображают многолюдство в разных районах — мегаполис позволяет им быть мобильными», — полагает протодиакон Андрей Кураев. А патриарх Кирилл видит в антихрамовых выступлениях «разменную монету в недобросовестных агитационных кампаниях», направленных на протестный электорат.

Тем временем беспокойство парковых защитников разделяют экологи. Они считают, что уничтожение зеленых массивов крайне пагубно скажется на состоянии города. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, на каждого человека в городе должно приходиться около 50 квадратных метров зеленых насаждений, а в Москве эта цифра уже гораздо ниже. «Для московской городской среды критична потеря каждого квадратного метра озелененной территории. В Москве незапечатанных земель и так дефицит, и дорожить нужно каждым метром, где это возможно», — отмечает член Московского городского общества защиты природы Антон Хлынов.

Вице-президент атеистического фонда «Здравомыслие» Александр Голомолзин подчеркивает, что, по оценкам юристов, застройка озелененных территорий Москвы нарушает более 80 актов всех уровней.

«Это абсолютно противозаконное мероприятие. У людей просто отбирают придомовые территории или отбирают парки. Отдельным протестам жителей противостоит государственная машина», — считает он.

По его словам, успехи, которых добиваются активисты, временные. Жителям Куркино удалось отстоять парк, но церковь перенесли на придомовую территорию, и теперь храм будет втиснут во двор. «Людям в открытую говорят, что его все равно построят», — утверждает эксперт.

Кроме жителей окрестных домов, ущемленной категорией могут стать предприниматели, считает председатель Атеистического общества Москвы Александр Никонов. Ведь землю под строительство церквей город выделяет бесплатно, а строительство ведется за счет добровольных пожертвований.

«Я помню, как строился храм Христа Спасителя. Тогда деньги выдавливались из московских предпринимателей с выкручиванием рук, ног и души. Та же история имеет шанс повториться и сейчас, потому что денег, наверняка, не хватит, потому что их всегда не хватает, а предприниматели не такие дурачки, чтобы их выбрасывать», — считает Никонов.

По результатам опроса Фонда общественного мнения, православными считают себя 64 процента россиян, остальные граждане относят себя к другим вероисповеданиям либо называют неверующими. Причем большинство российских православных посещают церковь лишь несколько раз в год.

«Это массовое строительство бессмысленно, народ не ходит в храмы. Мне недавно написали, кажется, из Череповца. Там построили огромный храм, который стоит пустой, заполняется только по праздникам. Зачем сотни пустых помещений, которые отапливаются, я совершенно не понимаю», — комментирует ситуацию глава московских атеистов.

Представители других конфессий не возражают против массовой православной застройки Москвы, однако их беспокоит игнорирование интересов их прихожан. Рядовые же москвичи считают, что Москва сегодня больше нуждается в строительстве новых больниц, поликлиник, школ, детских садов, образовательных и спортивных центров, нежели в храмах.

«Оттого, что будут строить красивые компактные храмы, мы никакого дискомфорта не чувствуем. Мы же не испытываем дискомфорта из-за того, что строят очень много магазинов. Но Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и кроме наших православных братьев в храмах нуждаются и мусульмане, и буддисты, и представители других религий», — заметил муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов. По его словам, в Москве не хватает пяти небольших мечетей. Их недостаток ощущается во время пятничных служб: в имеющиеся четыре московские мечети вмещаются только 10 тысяч мусульман, а еще 15-20  тысяч человек вынуждены молиться на улице.

Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, член Общественной палаты Сергей Ряховский соглашается, что церкви в городе должны распределяться по всем религиям и конфессиям равномерно, исходя из числа имеющихся прихожан. «Для меня принципиально важно, чтобы не было перекосов в пользу одной очень уважаемой конфессии», — подчеркнул Ряховский. По его словам, за 24 постсоветских года московским протестантам землю под строительство храма выделяли раз или два.

Александра Федотова

24 комментария:

  1. Москвичи хоть сопративляются,в моем мухосранске тоже затеяли рам всех святых просиявших,что интересно отбил парк который делали школьников волонтеры местный депутат,со стороны жителей реакция была скажем никакой и перенесли это чудо аккурат к жилым девятиэтажкам, есть конечно протесты среди жителей но единицы, в основном все охват, мол какая прелесть,глянул в окно а там купола знатные,ну что скажешь не научились в провинции отстаивать свои права и интересы.

    ОтветитьУдалить
  2. Совершенно разумное заявление: "В шаговой доступности должны быть туалеты и булочные, а не храмы"... Вслед на ЗАО РПЦ и муслимы потребуют себе мечети "шаговой доступности"... Конечно московским чиновникам это только повод подзаработать, но здравый смысл еще ведь никто не отменял!

    ОтветитьУдалить
  3. А.М.Крайнев16.09.14, 10:03

    //По результатам опроса Фонда общественного мнения, православными считают себя 64 процента россиян, остальные граждане относят себя к другим вероисповеданиям либо называют неверующими. Причем большинство российских православных посещают церковь лишь несколько раз в год.//

    Типичная подтасовка: "По данным ГУ МВД по Москве, «пасхальные мероприятия» в субботу днем и ночные богослужения в воскресенье посетили около 300 тыс. человек [...] (в Москве, например, этот показатель в нынешнем году составил менее 3%, хотя ГУ МВД учитывало и участников субботних «мероприятий», т.е. зашедших освятить куличи), http://www.religiopolis.org/news/7627-pasha-v-tsifrah.html

    300тыс. чел. составляет около ~2,7% от населения Москвы - 11млн._чел.

    ОтветитьУдалить
  4. Поль Обноскин16.09.14, 12:09

    За последние 20 лет в Москве ни одной библиотеки не построено, а капища какому-то еврею строят на каждом шагу. Так только кобели метят свою территорию, да православные.

    ОтветитьУдалить
  5. Хуэй Ли16.09.14, 12:35

    А слабо собрать деньги и построить что-нибудь раньше храма? Спртплощадку там или музей.

    ОтветитьУдалить
  6. Так мы и так все скидоваемся,вы ведь налоги платите а куда они идут,на постройку не кому ненужных меток теретории кои пробивает своя православная мафия,и даже если как вы предлагаете скинуться ну на спорт площадку я думаю и архитектура и мэрия пошлет вас куда подальше, ведь если вы внимательно прочли статью то план застройки давно утвержден и уж не думаете вы что ваша площадка или бассейн (что вообще фантастика) их остановит))

    ОтветитьУдалить
  7. А.М.Крайнев16.09.14, 13:47

    Ну, по части спортплощадок, в общем, всё в порядке. Строится и не столь уж мало. Здесь местные власти умеют ухватывать мыслепосылы "монарха". Его интеллектуальных способностей на уровень футбола (в т.ч. чемпионатов мира) или, тем более, "броска через бедро" вполне хватает. А вот по части библиотек или технических кружков (как в совесткое время в домах пионеров, да даже и во многих школах) - с этим слабовато. На это интеллекта не хватает - ни у местных властей, ни у "монархических"...

    ОтветитьУдалить
  8. Поль Обноскин16.09.14, 14:02

    Религия шаговой доступности...
    ВОПРОС: Кому это нужно?

    ОтветитьУдалить
  9. Для отправления молитвенный чувств человека(так было кажется в комсомолец написано)

    ОтветитьУдалить
  10. Виктор16.09.14, 17:58

    Церковок ещё долго будет нехватать. Что-то мне подсказывает, что программа "храм шаговой доступности" это только для толпы, а на самом деле это программа "каждому попу по храму".
    А попы плодятся, как тараканы, по мере увеличения государственного корма для них. Всякие духовные академии выводят их тысячами. Вон какая очередь за церковками-то! Денно и нощно они будут молиться об исправлении наших неправильных душ!
    http://www.taday.ru/data/2011/06/13/1233571024/1DSC_1123_resize.JPG

    ОтветитьУдалить
  11. Ветеран16.09.14, 18:20

    Опасность даже не в этом. церковь спешит застолбить места чтобы потом, когда понадобятся места по булочные и туалеты ныть: "А в алтаре то в алтаре то богохульники устроили тавалет!"

    ОтветитьУдалить
  12. Ветеран16.09.14, 18:26

    Вот это доступность! Сделал шаг и в храме... вышел утром с помойным ведром в тапках-а прямо ко крыльцу храм пристроен! И поп благовониями кадит твое ведро. Отчего то напомнило утопичную идею из сказки Носова " Незнайка в Солнечном городе", где граждане дома не готовили совсем потому как столовые в каждом доме были и на микролифтах подымали (позже узнал что это была пародия на дом на Набережной, где сейчас живет курилка)
    А если серьезно -церковь торопится построить чтобы потом обвинять в изъятии церквей.Ход на будущее

    ОтветитьУдалить
  13. Валентина Сазонова16.09.14, 19:33

    Увольте, чем вам столовые не угодили? Столовые были бы не в пример полезнее, на мой взгляд.

    ОтветитьУдалить
  14. Валентина Сазонова16.09.14, 19:37

    Помнится, библиотеки также строятся (скажем, библиотека МГУ). Вот только с ними получается аналогичная ситуация - никто в них не ходит. В смысле публичного доступа к знаниям было бы полезнее не строить храмы макулатуры, а оцифровать их содержимое и выложить в интернет в свободный доступ. И дешевле, я подозреваю.

    ОтветитьУдалить
  15. А.М.Крайнев16.09.14, 19:48

    //Столовые были бы не в пример полезнее, на мой взгляд.//
    Совершенно с Вами согласен. Но не будите ностальгические воспоминания: вспоминаю столовые на предприятиях, на которых я работал. В этих столовых можно было очень хорошо пообедать за 70_коп.

    ОтветитьУдалить
  16. А.М.Крайнев16.09.14, 20:04

    МГУ - немного другое. Там же целый комплекс построили на левой стороне проспекта. Но дело действительно не в этом. Нлавное в том, что знания перестали рассматриваться в качестве основы прогресса. Сегодня на роль движущей силы прогресса возведены деньги. А деньги, сами по себе, без труда, основанного на знаниях, ничего создать не могут.

    //Только для этого надо либо сократить срок авторского права хотя бы до 25 лет, либо вовсе на оное право положить.//
    Хм... Завершение фразы, написанное дамой несколько необычно... Но и по сути не совсем понимаю. Вроде бы, авторское право распространяется в основном на художественные произведения. Если говорить о научных или научно-популярных публикациях, то здесь авторское право если и действует, то... в общем, с ним частенько делают именно то, о чём Вы написали, завершая фразу. Но по большому счёту, совершенно согласен: авторское право - серьёзный тормоз прогресса. Знание, вне зависимости от того, кем оно получено, должно как можно быстрей становиться достоянием всего человечества, достоянием как можно большего количества людей, желающих этим знанием воспользоваться.

    ОтветитьУдалить
  17. // в основном все хвалят, мол какая прелесть,глянул в окно а там купола златые//

    Просто еще пасха не наступила. Разок послушают круглосуточный трезвон под окнами -- сразу мозги на место встанут.

    ОтветитьУдалить
  18. Поль Обноскин16.09.14, 21:30

    никто в них не ходит. ... По Вашему ответу я понимаю что Вы давно не были в библиотеке, как в районной, так и в городской. Читальные залы значительно меньше народу посещает, чем 30-40 лет назад, но вот в Абонемент довольно много желающих. И потом, в библиотеках нынче много кружков, клубов, собраний, лекций и пр. и там много собирается народу, как на поэтические вечера, концерты классической музыки, так и огородники, любители кошек. А в Ленинке всегда в читальном зале народу полно. Очень много умной молодёжи. Это очень радует, поверьте. В Америке лет 15-20 назад было движение среди населения: например, при гибели кого-то из родственников (имеется ввиду состоятельных) весьма значительный вклад средств переводился на счёт библиотеки, а той, в свою очередь присваивалось имя погибшего и оговаривался срок примерно от 50 до 100 лет. Замечу, что деньги жертвовались не в религиозные организации, а именно в научную просветительскую среду. В нашей стране огромную помощь библиотекам оказывает Мариэтта Омаровна Чудакова (библиограф Михаила Афанасьевича Булгакова). А что происходит в московских библиотеках сегодня, то посмотрите афишу какой нибудь центральной районной библиотеки Москвы, или Тургеневки, Чеховки, Русского Зарубежья (там кстати, в 2006 году я слушал лекции Э. Кастандова, психиатра-психолога и атеиста), Дома Лосева. Думаю, что после этого Ваше представление о московских библиотеках немного изменится.

    ОтветитьУдалить
  19. Так поздняк метаться ,уже стоит только отделки внутри нет

    ОтветитьУдалить
  20. Поль Обноскин16.09.14, 21:47

    Церковок ещё долго будет нехватать....
    Так ведь и попов тоже... Если они будут в избытке, то можно к каждому посту ГАИ прикрепить попа, чтоб молился о соблюдении гражданами ПДД, к каждой поликлинике - чтоб не болели, в школах уже есть, на каждую почту можно по попу - чтоб письма быстрее шли и не пропадали, около каждого банка - чтоб деньги давали доход и банк чтоб не лопнул. Куда ещё? На каждую станцию метро - чтоб без билета не катались и чтоб террора не было, электрички, автобусы, троллейбусы, стадионы, таксисты, табачные киоски и парикмахерские. И всюду попы, и везде лепота, всё хорошо и все всех любят.... Во картина,... Маслом!
    Так что попы будут плодиться до тех пор, пока нефть будет в цене и спрос на дураков среди населения будет высоким.

    ОтветитьУдалить
  21. Ветеран16.09.14, 22:09

    При чем здесь угодили -не угодили? Вовсе не против столовых Я лишь хотел обратить внимание что идея храмостроительства так же утопична как и произведение Носова.о Солнечном городе где высотки вращаются вслед за солнцем и из столовых на первом этаже поднимают еду. Писателя за это слегка пожурили-оказывается такие лифты существовали в доме на набережной(кухни там несмотря на престижность меньше чем в хрущевке.) В повороте за солнцем- усмотрели намек на культ личности отца народов. Но поскольку была оттепель (повесть напечатана в 1958) партийные бонзы благосклонно кивнули.
    Напиши повесть ранее поехал бы дорогой Николай Носов в Магадан. Незнайка в Солнечном городе- это вообще изначально взрослое произведение

    ОтветитьУдалить
  22. Зато теперь "Незнайка на Луне" впору запрещать. Современная рашка - во всей красе. :)

    ОтветитьУдалить
  23. атеист_ФЕДЯ17.09.14, 0:30

    Что тут удивительного - солнцеликий Пу болен правослабием, так что всему крепостным холопам велено приобщаться к скрепам. А что никого не спрашивают - так это уже традиция. В России никогда никого не спрашивают. А зачем спрашивать, если бояре за нас лучше знают что нам нужно. А что, собственно, можно ждать от "демократических" узурпаторов, которые сами себя назначают псевдовыборами без выбора, на которых явка как на последних президентских выборах в Донецке и Луганске, где нет графы "против всех" и где процент бойкотирующих не принимается в расчёт?

    ОтветитьУдалить
  24. Святая корова17.09.14, 21:29

    У моей бабушки на днях обнаружили рак (совершенно случайно), но суть в том, что моя бабушка супер верующий человек, вдова, все посты соблюдает, в церкви на службах да на праздниках. Каждый день молитва 2 часа дома перед образами. Завтра с мамой едут в Симферополь на дополнительное обследование. Я думаю, что молитвы и наличие миллиона церквей в нашем городе раковые клетки вряд-ли "приболтают". Или это бог испытывает веру бабулькину? А может сотона козни строит? Скорей всего такой ответ будет любого веруна-врунишки.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]