8 октября 2014 г.

А. Невзоров. Реконструкция веры

Как известно, именно психиатрия взяла на себя роль самого объективного оценщика поступков человека. Она же претендует и на роль последней инстанции в оценке его помыслов. На первый взгляд, психиатрия кажется недурным арбитром религии и религиозности, но это впечатление обманчиво. Дело в том, что очень многое в жизни и культуре человека она, не задумываясь, клеймит как «патологию».

Разумеется, анализируя религиозность с помощью параметров психиатрии, мы получим грубые и весьма обобщенные оценки. Тем не менее это будут хоть какие-то первичные ориентиры, необходимые для понимания столь деликатного предмета, как религиозная вера. Впрочем, нам придется хитрить и лавировать, избегая встречи «лоб в лоб» с догматами фундаментальной классической психиатрии. Дело в том, что она не снисходит до обсуждения тонкостей интересующего нас явления, а сразу выносит приговор.

Р. Крафт-Эбинг рассматривал все основные религиозные проявления как «бред о таинственном соединении с богом», «чувственный бред религиозно-мистического характера» и не допускал никакого другого происхождения религиозной веры, кроме патологического. Столпы русской школы В. П. Сербский и С. С. Корсаков для характеристики религиозных проявлений использовали только клиническую терминологию.

Сербский вообще «сгреб» все вопросы веры под термин paranoia religiosa (религиозное помешательство), отметив, что «в сфере восприятия начинают доминировать галлюцинации, содержащие лики Христа, святых, возникают слуховые галлюцинации, повествующие больному о его высокой миссии, основным содержанием мышления становится религиозный бред о божественном призвании».

При этом следует отметить, что никто из классиков почти никогда не выделяет «религиозную веру» в какую-то особенную категорию помешательств.

Такого заболевания, как «религиозная вера», не существует. По клиническим меркам, это лишь одно из проявлений «бредообразующих аффективных психозов и галлюцинозов, типичных при фазофрениях, парафрениях и шизофазиях». Иными словами, это симптом болезни, но не сама болезнь.

В зависимости от национально-культурной специфики среды обитания больного, этот симптом тяжелого поражения ЦНС может «окрашиваться в цвета» любой религии. К примеру, чукча, страдающий острой формой шизофазии, сконцентрирует свою страсть на крохотном боге Пивчунине, обитатель русского мира или католической Европы — на Иисусе Христе, а житель Индии — на слонолицем Ганеше.

Как видим, фундаментальная психиатрия была не расположена разбираться с нюансами, а сразу и сурово «закрывала вопрос». По ее мнению, следует изучать не один из симптомов, а проблему шизофазии или парафрении в целом.

Категоризм классики мог бы лишить нас всякой свободы маневра, но, по счастью, ситуация изменилась. Сегодняшний статус «веры» позволяет использовать для ее изучения как параметры, так и логический инструментарий современной психиатрии. Веру можно поздравить. Всего за сто лет она сделала блестящую карьеру. От простого симптома — в отдельное явление.

Несложно заметить, что современная психиатрия не только приседает в реверансах перед верой, но порой и умиляется ей. Конечно, психиатрия «держит в уме» формулировки Сербского, Клейста и Крепелина, но дифференцирует проявления религиозной веры на «патологические» и «вполне здоровые», а иногда и даже «целительные».

Фундаментированное еще в XIX веке понятие «патология» применительно к части проявлений «веры», конечно, никуда не делось. Никакого внутреннего противоречия в оценке религиозности психиатрией не появилось. Что же сегодня по-прежнему подпадает под понятие «патология»?

Прежде всего, подпадают именно те свойства, которые, с точки зрения христианства, являются примером для любого верующего. Те самые, что вписаны в историю религии как эталоны благочестия, к которым обязан стремиться религиозный человек. А именно: категорическая нетерпимость к иным культам, жертвенность, жесткий аскетизм, доходящий до членовредительства, непреклонная и крайне эмоциональная преданность религиозному идеалу, а также видения, «голоса свыше» и т. д.

У нас есть превосходный материал, вобравший в себя все основные «симптомы» истинной веры, - жития святых. Они наглядно, детально, последовательно демонстрируют, каким должно быть поведение и мышление верующего человека по меркам церкви. А по меркам и классической, и современной психиатрии 75% святых христианской церкви подлежат немедленной госпитализации и принудительному лечению аминазином и галоперидолом с доведением дозы до 30 мг в сутки.

Нетрудно предсказать те диагнозы, которые были бы поставлены, к примеру, св. Симеону Столпнику, св. блаженному Лавру, св. Никите Переяславскому или св. Анджеле да Фолиньо. По всей вероятности, это были бы те самые «бредообразующие аффективные психозы и галлюцинозы».

Напомним, чем именно знамениты упомянутые персонажи. Эти имена взяты наугад из многих сотен и тысяч католических и православных святых, прославившихся примерно схожими деяниями.

Св. Симеон сознательно разводил червей в «язвах телах своего», происшедших от привычки святого натираться собственным калом. Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно. Св. Никита «40 лет неснимаемо носил большую каменную шапку». Св. Анджела прославилась тем, что горящим поленом регулярно прижигала себе влагалище, чтобы «избавиться от огня сладострастия».

Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах. Труднее предсказать, какие суточные дозы клопсиксола были бы прописаны св. Арсению, у которого «от постоянного плача о господе выпали ресницы». По всей видимости, для стабилизации его состояния они должны были бы, в разумных пределах, превышать «пороговые» 200 мг.

«Отец церкви» Ориген, публично отрезавший себе пенис во имя «царствия небесного», вероятно, был бы обездвижен посредством смирительной рубашки с металлическими кольцами (для привязки к кровати), а преподобный св. Макарий, который во избавление от греховных мыслей «надолго погружал зад и гениталии в муравейник», остаток дней провел бы зафиксированным в гериатрическом кресле.

Благочестивые экстазы простых верующих, благосклонно воспринимаемые церковью, тоже, вероятно, были бы оценены психиатрией как тяжелые расстройства психики.

Вспомним один из образчиков такого благочестия, оставленный нам Маргаритой-Марией Алакок: «Он, бог, столь сильно овладел мной, что однажды, желая очистить от рвотных масс одну больную, я не могла удержаться от того, чтобы слизать их языком и проглотить».

Иными словами, в поступках святых и благочестивцев мы отчетливо видим способность очень легко перешагнуть через барьеры сложных рефлексов, установленных для защиты как важнейших функций организма, так и его целостности.

Возникает закономерный вопрос. Почему настоящее и достоверно обозримое прошлое не предлагает прецедентов такого типа? Где же они, настоящие проявления того, что самой церковью считается образцами настоящей веры?

Их нет. Но почему? Изменилась догматика или сама суть христианского учения? Нет. Дезавуированы и деканонизированы святые? Они утратили свой статус образчиков поведения? Тоже нет. Возможно, «вера» в подлинном смысле этого слова осталась далеко в прошлом, а сегодня мы имеем дело лишь с ее имитацией, со сложным притворством, порожденным не «пылающими безднами древнееврейских откровений», а конформизмом, невежеством и модой? По всей вероятности, это именно так.

Здесь нам становится окончательно понятно, отчего современная психиатрия классифицирует религиозную веру так дружелюбно и снисходительно. Сегодняшняя вера не содержит никаких крайних эмоциональных проявлений, «неземных голосов» и видений. У ее адептов нет ни малейшего желания уподобляться христианским святым в антисанитарии и членовредительстве. Она (почти) не возбуждает желаний принести себя или окружающих в жертву религиозной идее.

Она очертила свой круг: куличик, свечка, иконка, слеза умиления, а также абстрактные разговоры «о боге и духовности». Но все, что выходит за границы этого круга, по-прежнему трактуется как патология.

Иными словами, терпимость психиатрии распространяется лишь на состояние формальной имитации «веры». На то состояние, которое, по сути, не имеет ничего общего с эталонами житий или канонами. Именно от такого формализма, или, выражаясь евангельским языком, «теплохладности», строго предостерегает христиан их бог в «Откровении Иоанна Богослова» (Откр. 3-15,16), обещая «изблевать» такого персонажа «из уст своих». Сочной патетике бога, естественно, вторят святые и теологи. Простой анализ патристических текстов не оставляет сомнений, что такая весьма условная «вера» отцами церкви трактуется как нечто, что «хуже неверия».

Имитация, о которой мы говорим, может быть вполне добросовестной, продолжительной и тщательной. Она может заключаться в пунктуальном исполнении религиозных обрядов, в декларациях, переодеваниях, в тщательном подборе аксессуаров и лексики. Она еще способна генерировать злобу к инакомыслию и некоторую нетерпимость. Но она никогда не подвигнет натереться калом, надеть на сорок лет каменную шапку или прижечь влагалище пылающим поленом.

Вероятно, это происходит по одной простой причине. В действиях современных верующих уже почти полностью отсутствует патологическая составляющая.

В основном мы имеем дело лишь с реконструкцией состояния «веры». А реконструктор «веры» не способен на существенное самоистязание или добровольное мученичество. По одной простой причине: он здоров. Он лишь имитатор, никогда не переходящий границы реальности. Те самые границы, за которые св. Симеона, св. Макария, Оригена и многих других когда-то позвали «бредообразующие аффективные психозы и галлюцинозы».

Разумеется, все сказанное выше не реабилитирует религию. Даже лишенная смысла и содержания, она остается силой, способной существенно и успешно противостоять развитию человека. Хотя бы потому, что в качестве основных мировоззренческих и поведенческих ориентиров она по-прежнему предлагает образчики несомненной патологии.

Александр Невзоров
Фрагмент из готовящейся к публикации книги "Конструкция интеллекта: атеистическая парадигма"

9 комментариев:

  1. Я вот не помню точно потому не судите строго,что-то около 15-25% семенаристов сходят с ума,да и я общался с одной личностью,которая говорит с ангелом,слышит голоса и получает блаженное состояния при молитве,аказывается человек просто воспринял веру,евангеле ,святых отцов близко к сердцу решив что только правильное и без раздумий выполнение их заветов ведет к богу(подкрепив цитатой кто не холоден не горяч не войдет в царство небесное) на мой вопрос я что жи ты делаешь,ведь голоса командуют тобой святую воду пью,причещаюсь,еще батюшка сказал псалтырь читать(то есть попы все знали он им все на исповеди сказал) и некто не сказал парню что он болен! сейчас он пролечился,видимо все таки вера ему не помогла три года он приходил в себе но общатся на эту тему не стал ,да и неприлично напрашиватся.

    ОтветитьУдалить
  2. Михаил08.10.14, 10:26

    Мезенцев В.А. в своей книге "Когда появляются призраки" подробно рассматривает вопрос появления призраков, святых знамений, чудесных исцелений. В основном это всё проявление галлюцинаций визуальных, слуховых, обонятельных, тактильных, нередко случающихся в массовом порядке.
    При бодрствовании у человека работает один отдел мозга, во время сна работает другой отдел мозга, который отвечает за сновидения. При нервозной работе, недосыпании, психических расстройствах, отдел мозга который должен отдыхать, начинает работать и человек видит сон на яву.
    У одного профессора скептика, неверующего, в результате повышенного давления крови, стала функционировать "сонная" область мозга. Он начал регулярно видеть давно умерших людей, живущих людей но отсутствующих, после кровопускания и снижения давления крови, профессор избавился от этого недуга.
    Маги, колдуны уже в 16 веке умели показывать призраков. Для этого они использовали за неимением зеркал натёртые до блеска металлические приспособления, в которых находились прорези в виде человеческих изображений, бесов, животных. Напускался дым в помещение, зажигались свечи , изображение проецировалось на стену дыма и появлялись фигуры призраков.
    Одно из таких "зеркал" когда то давно попавшее в церковь, после приведения его в порядок, стирания пыли проецировало бесёнка который пляшет на люстре.
    В книге П. Дарманского. "Побег из тьмы. Рассказ бывшего священника"
    священник описывает исцеление прихожан, когда больному головной болью другой батюшка давал святую воду намешав туда аспирин, больному запором подмешивал пурген и.т.д. Потом исцелённые приходили и целовали руки "целителю" за избавление от болезней.

    ОтветитьУдалить
  3. http://risovach.ru/upload/2013/11/mem/rasstrelyat-ih-vseh-nahuy_33763542_orig_.jpeg

    ОтветитьУдалить
  4. Поль Обноскин08.10.14, 20:24

    20 лет назад у моей соседки появились в голове "голоса". Она поехала в Боровский монастырь (ей одна старуха насоветовала туда съездить) в 96-м году исповедоваться. По ее же рассказу, когда она сказала иеромонаху (о. Геннадию), что у нее "голоса", то он ей ответил, что у него тоже голоса в голове постоянно говорят и он к ним привык, и советовал ей не обращать на них внимания. В 2002-м году я узнал от той же старухи-богомолки, что этот иеромонах Геннадий сошёл с ума и его увезли в лечебницу. Психическая зараза (любая вера, без знания) передается почти так же как и воздушно-капельная инфекция. Вот что пишет В. Бехтерев к своей книге "Внушение": В настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве «живого контагия» или т. н. микробов, что, на мой взгляд, нелишне вспомнить и о «психическом контагие», приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, чрез книги, газеты и пр., словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и,следова-тельно, находимся в опасности быть психически зараженными.

    ОтветитьУдалить
  5. Не знаю откуда А.Г. брал данные о "терпимости психиатрии", но если всё так, то это дело чреватое. Сначала: "ничего в религии страшного нет, мне просто удобнее с ней жить". Потом: "Ну подумаешь - я слышу голоса, кому это вредит?". А затем такой деятель оказывается в "дурке", и ладно ещё если не по приговору суда, после преступления, совершенного "по наущению" этих "голосов".

    ОтветитьУдалить
  6. Хочется надеяться, что Глебыч знает, о чем говорит... Что действительно - РПЦ начинает сдавать позиции... Лично я особо этого не вижу. У нас в городе - все пока идет только по нарастающей. Живу возле церкви - вижу, как беснуется народ по церковным праздникам. Строится храм - в самом сука красивом месте набережной!.. И не маленький млять.... А вчера ход был по городу - в честь Радонежского идиота... На территории церкви - солдатики соорудили столы, притащили полевые кухни... Почему солдаты то? - спрашивается... Тьфу.. В общем ждем-с.

    ОтветитьУдалить
  7. А.М.Крайнев10.10.14, 10:56

    //Хочется надеяться, что Глебыч знает, о чем говорит... Что действительно - РПЦ начинает сдавать позиции...//
    Да, у него конечно имеются серьёзные информационные каналы. Но, он - тоже обычный человек, и вполне может приукрашивать желаемое до действительного. Но... надеяться хочется...

    ОтветитьУдалить
  8. Сергей11.10.14, 17:49

    У моей сестры соседка по лестничной площадке, верующая женщина, живет в своей квартире в жуткой антисанитарии. Вонь из ее комнат проникает даже на лестницу. На все претензии от соседей, отвечает в таком духе:"Бог терпел и нам велел"

    ОтветитьУдалить
  9. Хельга31.01.15, 2:05

    Очень хотелось бы почитать источники-подленники откуда АН берет информацию о житие святых, а то что ни возьмешь сейчас, то там ничего этого нет, все причесано и прилизано рпц в угоду нынешнему обывателю, живущему в 21 веке без вшей и в чистоте. Может кто знает?поделитесь пожалуйста источниками, ссылками? Буду очень благодарна!)

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]