12 января 2015 г.

"Атеистические записки": 43. Об уроках Лиссабонского землетрясения 1755 года

В 1755 году в Лиссабоне, столице Португалии, произошло землетрясение, которое в эпоху Просвещения имело огромное значение, отрезвив тогдашних философов и заставив их по-иному взглянуть на реальность, которая оказалась не такой идеальной, как в те годы представлялось многим прогрессивным мыслителям.

Утром 1 ноября произошла самая первая серия сильных подземных толчков, а спустя всего 20 минут набережную Лиссабона накрыла волна высотой 15 метров, только увеличившая количество жертв землетрясения. После этого произошел провал набережной, а разрушенный город оказался в полной власти огня. Пожары бушевали в Лиссабоне в общей сложности 10 дней.

Так называемые афтершоки повторялись весь ноябрь и декабрь. Помимо Лиссабона от землетрясения серьезно пострадали еще 16 португальских городов, а также населенные пункты на западе Испании. Соседний город Сетубал и вовсе был полностью смыт цунами. Отголоски землетрясения в Лиссабоне дошли до Италии, Франции, Германии, Англии и даже Швеции.

Первые толчки начались в тот самый момент, когда в церквях шли службы, и их помещения в буквальном смысле были забиты прихожанами, пришедшими отметить День всех святых. У людей практически не было шансов, и едва ли не все они оказались погребены под обломками разрушенных алтарей.

"Число погибших в домах и на улицах несравненно меньше числа жертв, нашедших свою кончину под обломками церквей", - сообщал из Лиссабона в конце ноября 1755 года английский хирург Вольфальм.

Вот как описывает злополучное ноябрьское утро 1755 года доктор геолого-минералогических наук А. Никонов в статье "Ужасное потрясение Европы" ("Природа", №11, 2005 г.): "Был ясный солнечный день. Воистину светлый праздник - День всех святых. Бедняки потянулись к ранней заутрене, зажиточные горожане - к поздней. В десятом часу утра церкви, а их в каждом квартале были десятки, оказались полны народу. Это началось в 9 ч. 40 мин.".

Количество жертв катастрофы даже по самым скромным подсчетам составляет от 40 до 60 тысяч человек.

"Никто не думал о чем-либо, кроме своего собственного спасения", - писал Вольфальм.

"...ни спасательных служб, ни медицинской помощи, ни хотя бы минимальной информации, ни элементарного опыта поведения в ситуации ультрачрезвычайной. Голые животные инстинкты", - отмечает геолог Никонов.

Эта информация при позднейшем анализе катастрофы заставила больше говорить не о последствиях невиданного доселе разрушения, а об эгоизме набожных португальцев, в экстремальной ситуации следовавших лишь инстинкту самосохранения.

На самом же деле, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что в середине XVIII века едва ли не каждая природная катастрофа считалась в лучшем случае божьей карой, в худшем - предвестницей наступления конца света. Даже сегодня так называемая Церковь Адвентистов Седьмого Дня до сих пор уверена в том, что разрушение Лиссабона в 1755 году явилось исполнением одного из пророчеств Книги Откровений.

"Незнание естественных наук, суеверие, неумение жителей оказывать помощь друг другу и бездействие полиции усилили страх, породили безумие и сильно увеличили число жертв", - утверждал спустя 170 лет после катастрофы португальский сейсмолог Перейра де Соуза.

Поскольку стихия поразила самое сердце католической страны в крупнейший религиозный праздник, День всех святых, а подземные толчки разрушили почти все культовые сооружения города (32 церкви, более 75 часовен и 31 монастырь), все это породило в Европе дискуссию о жесткости и милосердии христианского бога.

Размышляя о последствиях португальской трагедии, немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете писал: "Бог, творец и хранитель неба и земли, изображавшийся мудрым и милостивым в первоначальных учениях веры, поступил в этом случае вовсе не по-отечески, поразив одинаково гибелью и добрых, и злых".

Одними из крупных литературных произведений, навсегда увековечивших в истории португальскую трагедию, стали "Кандид" и "Поэма на бедствие в Лиссабоне" Вольтера.

Французский философ писал: "После землетрясения, которое разрушило три четверти Лиссабона, мудрецы страны не нашли способа более верного для спасения от окончательной гибели, чем устройство для народа прекрасного зрелища аутодафе. Университет в Коимбре постановил, что сожжение нескольких человек на малом огне, но с большой церемонией, есть, несомненно, верное средство остановить содрогание земли".

Такое сожжение еретиков, вполне естественное и традиционное для католической инквизиции и больше напоминавшее ритуальное человеческое жертвоприношение, действительно имело место 20 июня 1756 года во все еще восстанавливавшемся тогда Лиссабоне.

Португальское землетрясение мотивировало ученых на поиски естественных причин подобных природных процессов взамен господствовавшим в то время причинам сверхъестественным.

Одну из первых попыток дать объяснение подземным толчкам предпринял немецкий философ Иммануил Кант, создавший собственную, но, к сожалению, ошибочную теорию о причинах землетрясений.

Но это были лишь первые шаги. Сегодня благодаря науке мы не только знаем, почему происходят колебания поверхности Земли, но даже можем предсказывать (увы, пока не совсем точно) землетрясения. А, значит, вполне способны, в отличие от зараженной христианством и суевериями Португалии XVIII века, преодолеть последствия и, возможно, даже избежать аналогичной разрушительной катастрофы.

Алексей Козлов
Специально для "Атеистического сайта Беларуси"

12 комментариев:

  1. Поль Обноскин12.01.15, 10:09

    В 2004 году "подарок" от христианского бога на католическое рождество 24 декабря: цунами в океане и итог - более 280 тыс погибших, смытых волной.

    ОтветитьУдалить
  2. Гость12.01.15, 15:31

    П. А. Гольбах о христианской морали:
    Если мы замечаем в том или другом христианском государстве некоторую активность, просвещение, социальные навыки, то потому, что природа при первой возможности возвращает людей на путь разума и вопреки
    их религиозным воззрениям заставляет их работать для собственного счастья.

    ОтветитьУдалить
  3. Ха-ха!
    Судя по тому, что исламисты-убийцы стали героями, которых знает в лицо весь мир, а при воспоминании убиенных карикатуристов почему-то все время маячит Мухамед с обнаженными ягодицами - миру не только не ведомо здравомыслие, мир ПОКИНУТ этим здравомыслием давно, и видимо, окончательно.
    Гольбах пошутил насчет РАЗУМА, якобы наличествующего у ПРИРОДЫ. Он просто не был знаком с законами сохранения))).

    И потом, желание подмыться спустя неделю, действительно, сулит облегчение и упрощенное решение некоторых вопросов, связанных с гигиеной. Но всегда ли ПОДМЫТЫЙ человек - это непременно СЧАСТЛИВЫЙ человек? Это вопрос.

    ОтветитьУдалить
  4. Ты дурак или да?

    ОтветитьУдалить
  5. Виктор12.01.15, 18:44

    Не зря православные называют Хеллоуин бесовским праздником!

    ОтветитьУдалить
  6. А.М.Крайнев12.01.15, 20:32

    //Не зря православные называют Хеллоуин бесовским праздником.//
    А это лучше каких-нибудь "Рождества" или "Пасхи"?

    ОтветитьУдалить
  7. Николай 213.01.15, 5:27

    Кто поклоняется попам (произвольное ударение), кто готов попам целовать ручки и все остальное? Вытри губы, окормляемый. Или уж куда вы их там целуете, не знаю. Поэтому вынужден вас огорчить, но подмываться положено всяким пасомым и окормляемым.А счастье ваше в попе, и этим все сказано.

    ОтветитьУдалить
  8. Виктор13.01.15, 18:36

    Специально полюбопытствовал: Иешуа ха машиах родился в праздник Суккот (в Торе называется также «праздник сбора урожая») это месяц Тишрей — НАЧАЛО ГОДА В ЕВРЕЙСКОМ КАЛЕНДАРЕ - сентябрь-октябрь.
    http://josefshmuel.narod.ru/index/0-70
    В Торе нет праздника Пасха, а есть праздник Песах.
    Вот и получается, что Рождество и Пасха тоже бесовские, согласен.
    http://josefshmuel.narod.ru/olderfiles/1/37795187_1231332563_Iosif_i_Mariya-51896.jpg






















    http://josefshmuel.narod.ru/olderfiles/1/37795187_1231332563_Iosif_i_Mariya-51896.jpg

    ОтветитьУдалить
  9. А.М.Крайнев13.01.15, 19:02

    //...Рождество и Пасха тоже бесовские...//
    Да, собственно говоря, какая разница? - Что "Рождество", что "Пасха", что "Хеллоуин" - всё равно всё это посвящено неким мифическим псевдособытиям. Нам, атеистам, не всё ли равно, по поводу чего они там на ушах стоят? Пусть стоят сколь им надобно...

    ОтветитьУдалить
  10. Виктор13.01.15, 19:05

    Золотые слова!

    ОтветитьУдалить
  11. Поль Обноскин15.01.15, 0:34

    Наверное, 7 ноября был единственный Праздник (по сути религиозный), который отражал действительно реальные события...

    ОтветитьУдалить
  12. А.М.Крайнев15.01.15, 10:17

    //...по сути религиозный...//
    Ну, всё же - КВАЗИрелигиозный.
    Марксизм, даже примитизированный и извращённый идеологами, всё же не может считаться полноценной религией: СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ объектов (субъектов), явлений, событий в нём не было.

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]