6 марта 2015 г.

Антисветское государство: что оскорбляет чувства верующих?

Парижские события откликнулись в России острыми дискуссиями о "чувствах верующих" о том, должно ли государство оберегать и защищать их и до какой степени. Борис Вишневский, к примеру, задал логичный вопрос: "Как установить факт "оскорбления чувств"? Основываться на мнении самого "оскорбленного"? Так ему, как показывает практика (в том числе, российская) ничто не помешает "оскорбиться" чем угодно. Начиная с карикатур на своего пророка и заканчивая работой городского транспорта в субботу и продажей свинины в магазинах. Наконец, сам факт наличия неверующих вполне может стать поводом для "оскорбления" кого-то из излишне ретивых приверженцев той или иной религии".

И действительно есть ощущение, что быть неверующим в современной России сделалось в последние годы вдруг очень не модно. Как могла случиться такая метаморфоза в стране, большинство граждан которой родились в СССР, с его официальным атеизмом? Теперь же об оскорблении своих религиозных чувств заявляют и те, кто и символ веры не знают, а государство все чаще и чаще с видимой охотой встает на их сторону.

Само по себе религиозное чувство может быть прекрасным и является неотъемлемым правом граждан в их частной жизни, но хорошо ли, если ему предается государственная система, официально считающая себя светской?

Похоже, что воинствующий атеизм советской эпохи нашел свое кривозеркальное отражение в нынешних "духовных скрепах". И такое впечатление, что их воплощает один и тот же тип людей… В 1960-е годы Солженицын описывал развязных комсомольцев, которых власть науськивала на крестные ходы. Но теперь, похоже, те самые повзрослевшие комсомольцы отрастили бороды и столь же навязчиво учат общество "нашей истинной вере".

Причина этой метаморфозы состоит в том, что с отходом от коммунизма власть принялась искать ему идейную замену, а не просто отпустила общество на свободу. И такая замена нашлась в неоклерикализме. Показательно, что главным медийным символом "возрождения России" стала реставрация московского Храма Христа спасителя.

Так возникало уже несоветское государство — но во многом уже и несветское, а возможно и даже — антисветское, учитывая нарастающую религиозную риторику власти. Если в 1990-х, и даже 2000-х годах рассуждения о том, что "Россия — православная страна" и потому "не Европа", были уделом лишь правых маргиналов, то сегодня они стали мейнстримом. Уже никого не удивляет, что РПЦ пользуется налоговыми льготами, а ее руководитель — государственной охраной (т.е. за счет средств всех налогоплательщиков). Стремительно клерикализуется и школа, где вместо общеобразовательного курса истории всех религий ученикам предлагают разделиться по официально признанным конфессиям, а зачастую просто безальтернативно насаждаются "основы православной культуры".

Весьма показательным примером перерастания государства в антисветское выглядел процесс над группой "Pussy Riot", где суд всерьез рассматривал ссылки на решения средневекового Трулльского собора. Так что девушкам еще повезло, что в российском УК наказание в виде сжигания на костре пока не предусмотрено…

Также очень нагляден контраст отношения властей к гражданским акциям, посвященным парижским событиям. Московские пикетчики с плакатами "Je suis Charlie" были задержаны, тогда как "православные активисты", считающие, что редакция "понесла заслуженное наказание", и требующие "духовной цензуры", свободно проводили свой пикет у посольства Франции.

А на днях Роскомнадзор предупредил СМИ о "недопустимости размещения любых карикатур на религиозных деятелей". Очевидно, что в светском государстве подобные запреты в принципе невозможны! Интересно, будут ли изымать из библиотек подшивки журнала "Крокодил"?

При том что в Конституции Российское государство и в советское и в постсоветское время всегда было обозначено как государство светское. Но в ней вообще много всего написано, что имеет весьма мало общего с реальной действительностью. В реальности же исторически Россия вообще никогда не была светским государством, индифферентным к религиозным вопросам. Здесь либо религия доходила до мракобесия — либо вытеснялась атеистическим коммунизмом, который сам по себе обретал религиозные черты.

В Российской империи церковь была встроена в государственную бюрократическую иерархию, являлась стержневым элементом официозного слогана "православие, самодержавие, народность". Поэтому нелепо было бы ожидать от нее какой-то внутренней реформации, нацеленной на разделение религиозной жизни и жизни светской, через которую давно уже прошла Европа.

Как ни парадоксально, элементом такой реформации оказалось старообрядчество — вроде бы, наоборот, ультраконсервативное течение. Однако династии староверов-предпринимателей Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских фактически стали лидерами в развитии российского капитализма. Но все же основная масса населения оставалась в лоне официальной церкви с ее проповедью смирения и покорности властям.

Потенциал глубинной, демократической реформации православия был утрачен еще в доимперскую эпоху, а именно — с возвышением централизованного Московского царства и разгромом Новгородской республики. В этой вечевой республике народом избирались не только посадники, но и архиепископы. Пражский славист Александр Исаченко в своей альтернативно-исторической статье "Если бы Новгород одержал победу над Москвой" отмечал: "Очень многое говорит в пользу того, что Новгород был в значительной степени вовлечен в процесс духовного брожения, охватившего среднюю, западную и северную Европу на исходе XV века… Борьба с ортодоксальными догматами, идея секуляризации мысли типичны как для Западной Европы эпохи Реформации, так и для Новгорода и Пскова".

Сегодня же мы наблюдаем ровно обратную ситуацию. С реставрацией в общественных настроениях имперских стереотипов и в церковной жизни происходит соответствующая "контрреформация". Дискуссии на религиозно-экзистенциальные темы, о роли христианства в жизни конкретного человека, популярные еще лет десять назад, как-то резко вышли из моды. Ныне этот "конкретный человек" с его метафизическими вопросами никого не интересует — пропаганда оперирует сугубо массовыми категориями. Россиянам прививают некую религиозную "избранность", делают из них "третьих римлян".

Одна из наглядных иллюстраций — проект возведения в Москве грандиозного памятника киевскому князю Владимиру.

По одной из версий — он должен возвышаться над всем мегаполисом на Воробьевых горах — на манер статуи Христа в Рио-де-Жанейро. Ясно, что политический смысл проекта — экспроприировать эту фигуру из истории независимой Украины и встроить ее в имперский контекст. Это будет покруче, чем "сакральная Корсунь"!

Это очевидное выворачивание христианства наизнанку, постановка его на службу империи. Конечно, и сам князь Владимир, и византийский император Константин в свое время именно это и осуществили. Однако если в других странах они остались пусть и знаковыми, но историческими фигурами, установка такого памятника в современной Москве будет символизировать продолжение имперской истории и актуальность имперской ментальности.

Показательно, что этот неоклерикализм легко смыкается с исламизмом. На бытовом уровне множество нынешних россиян может ненавидеть "черных". Однако на уровне цивилизационном — общая ненависть к западной "вседозволенности" все-таки перевешивает. Поэтому за "оскорбленные чувства" парижских террористов так переживали именно те, кто считает себя "православными патриотами".

Новое огосударствление религии производит впечатление какого-то тоталитарного лицемерия. Очень символично выглядит финал "Левиафана" (знакового фильма, который официозные СМИ или ругают, или не замечают) — нравоучительная проповедь в храме, построенном на месте отобранного и разрушенного дома главного героя.

Остается ли в этой ситуации выбор? На мой взгляд, он стал даже острее. Либо к России вернется разум, и она станет современной, свободной, светской страной. Где те или иные религиозные взгляды остаются сугубо частным делом граждан. А пока Россия остается империей, она всегда будет империей "оскорбленных чувств". И не столь важно каких — тех, кто строят храмы, или тех, кто их разрушает…

Вадим Штепа

16 комментариев:

  1. >>с отходом от коммунизма власть принялась искать ему идейную замену, а не просто отпустила общество на свободу. И такая замена нашлась в неоклерикализме. Показательно, что главным медийным символом "возрождения России" стала реставрация московского Храма Христа спасителя.
    >>Одна из наглядных иллюстраций — проект возведения в Москве грандиозного памятника киевскому князю Владимиру

    Ну правильно. Сначала "всенародно" строили ХХС, потом также "всенародно" его взрывали, а ещё позже - соответственно восстанавливали. Теперь "всем миром" поставим памятник князю Владимиру, а потом тем же составом пойдём его сносить как напоминание о проклятом прошлом. Пока массы с самозабвенным восторгом занимаются сим делом, власть может не беспокоиться - их можно "резать или стричь". И так будет, пока КАЖДЫЙ не научится думать сам за себя и отвечать сам за себя.
    Растерянное, не понимающее причин происходящего вокруг стадо с готовностью и радостью последует за любым пастухом, даже если он ведёт всё поголовье на бойню. Но такая растерянность и непонимание возможны лишь при условии неспособности КАЖДОГО из этой массы осмысленно воспринимать окружающую реальность. Отсюда вывод - нужно заменить образование тупым вдалбливанием "истиноверных" догм. Естественные науки в школе заменяется на уроки патриотизма и православия et voilà - на выходе получаем ещё большее количество пустых голов, готовых бодро шагать в стаде. И так по кругу...
    Что же до "оскорбления чувств", то здесь, ИМХО, показательны слова упомянутого в начале статьи Б. Вишневского: "Отрицать – не значит оскорблять чьи-то чувства. Это значит идти против фактов. И к религиям это вообще не имеет никакого отношения, потому что они построены не на фактах, а на вере".

    ОтветитьУдалить
  2. А.М.Крайнев06.03.15, 19:31

    //Пока массы с самозабвенным восторгом занимаются сим делом [разрушением и восстановлением ХХС], власть может не беспокоиться...//

    Да, вообще говоря, массы "сим делом" как-то не очень занимались. Занималась этим именно власть. А массам, в этом отношении, было совершенно плевать на деяния власти (за исключением небольшой части этих "масс", которая возмущалась денежными затратами на восстановление). В той же степени, основной части этих "масс" совершенно наплевать и на идею возведения нового "чуда света". Ну, возможно, кто-то возмутится новыми предстоящими тратами. Но вряд ли возмущение будет особенно значительным: не на то, так на это, всё едино - разворуют.

    ОтветитьУдалить
  3. >>основной части этих "масс" совершенно наплевать и на идею возведения нового "чуда света"

    Как можно?! Ведь "основная часть этих "масс" (80%) уверенно причисляют себя к православным, и ещё ХЗ сколько - к патриотам. :) Так что только "в едином порыве и с неподдельным энтузиазмом".
    А если кто и будет возмущаться - так в УК, кроме 148-ой, ещё много статей есть. 275-я, например, очень сейчас востребована...

    ОтветитьУдалить
  4. Николай Ковалёв06.03.15, 22:42

    >>политический смысл проекта — экспроприировать эту фигуру из истории независимой Украины и встроить ее в имперский контекст.
    К нынешней независимой Украине князь Владимир прямого отношения не имеет. Столица Руси была в Киеве, да. Но начинал Владимир в Новгороде, и проводил политику объединения древнерусских земель и племён, у которых, к слову, деления на украинцев, белорусов и русских ещё не было в помине. Т.е. Владимир был "ымперец" и "ватник". Выражаясь современным либерастическим языком.


    Я, конечно, не сторонник клерикализации, но идиотские идеи, бытующие в нэзалэжной, не приветствую.
    Хорошо хоть про древних укров в статье не сказано, а то был бы вообще финиш.

    ОтветитьУдалить
  5. А.М.Крайнев07.03.15, 12:42

    //..."основная часть этих "масс" (80%) уверенно причисляют себя к православным, и ещё ХЗ сколько - к патриотам. :) //
    Ну, вопрос патриотизма - вопрос философский... Впрочем, это очень уж глубокая философия, чтобы начинать в неё вдаваться.
    А вот окультуренное сокращение "ХЗ" мне понравилось - почти шедевр:)

    ОтветитьУдалить
  6. "Но такая растерянность и непонимание возможны лишь при условии
    неспособности КАЖДОГО из этой массы осмысленно воспринимать окружающую
    реальность."
    Властям и не нужно, чтобы каждый что-то осмысленно воспринимал. Люди для них - это обезличенный расходный материал. Чем меньше оно думает, тем легче его использовать. Идеальный гражданин тот, у которого глаза тупые и рот полуоткрыт. Для всех остальных, лучше иметь поменьше контактов с государством.

    ОтветитьУдалить
  7. Масса делает то, что ей говорят. Сказали выстроится в очередь к мавзолею - выстроятся к мавзолею. Сказали выстроится в очередь в ХСС - выстроятся в ХСС.

    ОтветитьУдалить
  8. Вы сторонник идеи усидеть на двух стульях: я против всего этого дерьма, насаждаемого сверху властями, но против властей ничего не имею. Так не получится. Религия - это инструмент политики. Если Вы выступаете против религии, значит и против власти. Обсуждать религию без политики не имеет никакого смысла. Сама по себе религия - это абсолютная хуета. Ругать надо не хуету, а тех, кто эту хуету впихивает.

    ОтветитьУдалить
  9. Николай Ковалёв07.03.15, 21:09

    >>Вы сторонник идеи усидеть на двух стульях: я против всего этого дерьма, насаждаемого сверху властями, но против властей ничего не имею.



    У меня стул ровно один - советский.

    ОтветитьУдалить
  10. А.М.Крайнев07.03.15, 23:58

    //У меня стул ровно один - советский.//
    Хотел поддержать, но вспомнил, что диспуты о политике не поощряются. Тем не менее, кратко: советский советскому - тоже рознь...

    ОтветитьУдалить
  11. Николай Ковалёв08.03.15, 0:06

    Это да. Но статья содержит элемент политики, и надо было отделить мух от котлет, тут никуда не денешься.

    ОтветитьУдалить
  12. Да, есть такие советские, со счетами в швейцарских банках.

    ОтветитьУдалить
  13. Реальное отношение власти к народу выражается так: "Ебитесь в рот. Ваша власть."
    Вот и вся политика.

    ОтветитьУдалить
  14. Александр Якушкин08.03.15, 11:31

    //..."основная часть этих "масс" (80%) уверенно причисляют себя к православным//

    Смешно, но по тем же опросам из этих 80% только 30% причисляют себя к верующим XD

    ОтветитьУдалить
  15. Колыванов09.03.15, 19:49

    причём тут "история независимой украины" и Владимир? Автор,ты Чёрное море не копал совочком?

    ОтветитьУдалить

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]