13 мая 2016 г.

Рост благосостояния людей может привести к постепенному исчезновению религий

Рост жизненного уровня населения может привести к тому, что религия а конце концов перестанет существовать, уверен Николя Бомар из Высшей естественной школы в Париже, занимающийся эволюционной психологией - направлением современной науки, которое изучает видоспецифические психологические особенности человека как представителя вида Homo sapiens.

Согласно точке зрения представителей эволюционной психологии, основные религии мира, включая иудаизм и индуизм, появились в качестве эволюционного ответа на различия в образе жизни между богатыми элитами и другими, более бедными человеческими сообществами. Богатство определяет более "медленный образ жизни", человек становится менее агрессивным, а его жизненный модус - более непринужденным.

Абсолютное богатство, по мнению Бомара, делает мотивацию деятельности человека и систему его ценностей более предсказуемой. Это уводит людей от "быстрой жизни", стратегия которой строится на вынужденных действиях и необходимости приобретать ресурсы, в то время как в основе "медленной жизни" лежит стратегия самообладания и совместного действия.

Однако "медленная жизнь" помещает элиту в определенную эволюционную недостаточность. У ее представителей чаще имеется меньшее число детей, а потребность в пище не вызывает у них агрессию. Чтобы возместить такую недостаточность, элита создает морализирующую религию для бедных как способ представить им стратегию "медленной жизни".

Религия основывается на духовном удовлетворении, не связанном с физическим. Она способствует самодисциплине и самоотверженности. Религиозная идея основывается на том, что истинное спасение может быть найдено в нравственном поведении, а не в наличии достаточного количества пищи или секса.

По мнению Николя Бомара, сегодня, когда богатство и благосостояние становятся более широко распространенными характеристиками жизни общества, моральная составляющая религии может сойти на нет. Таким образом, "медленный" стиль жизни находит большее распространение среди населения в целом. Люди благодаря этому получают естественную мотивацию на сотрудничество друг с другом, уделяют внимание тем сферам жизни, которые не являются лишь физическими, материальными. А это означает, что потребность в моральной стороне религий уменьшается, поскольку отсутствует необходимость управлять поведением многочисленного бедного населения.

"Раз все больше людей становятся богатыми, принимая медленную стратегию, потребность судить с нравственной точки зрения уменьшается, а с этим уходит и польза в культивировании религиозных верований", считает ученый.

По мнению Бомара, если допускать такой вариант развития общества, уровень жизни которого будет повышаться, то, как это было с греко-римскими религиями, в конченом счете могут исчезнуть и христианство, и другие религии, основанные на принципах морали.

Почему в религиях со временем самым важным стали не ритуальные действия, а поощрения таких черт, как самодисциплина, сдержанность и аскетизм? - задается вопросом Бомар. Ключ к популярности так называемых нравоучительных религий, как он считает, кроется именно в росте благосостояния людей.

В первые несколько тысяч лет человеческой истории религии были основаны на ритуалах и красочных действах. Если люди нуждались в дожде и хорошем урожае, им необходимо было принести жертву богам. Но между 500 и 300 годами до н.э. по всей Евразии прокатились радикальные изменения: новые религии возникли в Греции, Индии и Китае. Все они были сосредоточены на нравственности, самодисциплине и аскетизме. В конце концов эти новые учения (среди которых были стоицизм, буддизм и джайнизм) и их преемники (христианство и ислам) распространились по всему миру, а некоторые из них являются главными мировыми религиями и по сей день.

Изменения в сознании людей имеют, по мнению Бомара, весьма простое объяснение: человечество стало богатеть.

Когда люди имеют в своем распоряжении меньше ресурсов, приоритетом их деятельности является стремление получить награду за то, что они делают здесь и сейчас, а не задумываться о том, что их ждет в загробной жизни. Однако, когда человек становится богаче (и это касается любых ресурсов), он начинает задумываться о будущем и отказываться от сиюминутных выгод для достижения долгосрочных целей.

После того как мирские потребности людей удовлетворены, они переключают внимание от материального вознаграждения в настоящее время к духовным наградам в загробной жизни. Как предполагает Бомар, как только человеческое общество почувствовало психологический сдвиг относительно долгосрочного планирования, как раз и возникли нравоучительные религии. Богатство изменило психологию людей.

Чтобы проверить эту гипотезу, Бомар и его коллеги собрали исторические и археологические данные о различных обществах по всей Евразии в период так называемой осевой эпохи и отследили, когда и где появились нравоучительные религии. После этого ученые использовали эти данные, чтобы построить модель, которая предсказывала, насколько вероятно появление нравоучительной религии во всех типах различных обществ - больших и маленьких, богатых и бедных, примитивных и политически сложных.

Как оказалось, наилучшим предсказателем появления нравоучительной религии оказались такие меры благосостояния, как количество доступных пищевых калорий, топлива и ресурсов для каждого человека в данном обществе. В культурах, где люди довольствовались менее 20 тысячами калорий ежедневно, нравоучительных религий не возникало. Однако, если их рацион становился обширнее, возникновение такого рода учения было куда более вероятно.

Нет комментариев

Отправить комментарий

Вы можете вставить любое изображение в ваш комментарий. Для этого достаточно заключить прямую ссылку на фото в тэг [img][/img]
Например, [img]http://dl.dropbox.com/u/1211024/ooops.jpg[/img]